Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Персоналии

Марин Сергей Никифорович

1776 - 1813


     Марин Сергей Никифорович (18(29).01.1776–9(21).02.1813), русский поэт-сатирик, переводчик, военный деятель. Родился в Воронеже в старинной дворянской семье. Похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.
    Сын Никифора Михайловича Марина (1736–1811) от первого брака с Марией Ивановной Невежиной (1758–1782).
    Никифор Михайлович Марин состоял на военной службе, участвовал в Семилетней войне и в 1-й Турецкой кампании. В 1779 г. он перешёл на гражданскую службу в Воронеж: сначала товарищем губернатора И. А. Потапова, затем советником палаты уголовного суда, с 1786 г. – председателем палаты гражданского суда и с 1797 г. – вице-губернатором. В 1798 г. он был назначен губернатором в Новгород, откуда в 1800 г. уволился в отставку и жил в Воронеже.
    С. Н. Марин имел младших братьев Евгения (1778–1845), Аполлона (1790–1873), Николая (1792 – после 1842) и сестёр Татьяну (1791 –?), Варвару (1802–1850). Евгений Никифорович служил в конном полку, в 1808 г. уволился в отставку и жил в Воронеже. А. Н. Марин служил в Финляндском полку, участвовал в сражении на Бородинском поле (1812). С 1859 г. жил в своём имении в селе Подгорное под Воронежем. Аполлон Никифорович Марин составил «Краткий очерк истории лейб-гвардии Финляндского полка» (СПб, 1846), издал сборник «Русские богатыри» (СПб., 1848), написал «Краткое жизнеописание С. Н. Марина».

 

 С. Н. Марин.
Гравюра с портрета Э. Кенедея

    Первоначальное образование Сергей Марин получил в доме отца под руководством гувернёров, затем – в Воронежском Главном народном училище, которое закончил в 1789 г. Главное народное училище размещалось в одноэтажном каменном доме на Большой Девиченской улице (ныне ул. Сакко и Ванцетти) недалеко от Алексеевского Акатова монастыря. Позднее в этом здании находилось уездное училище, где учился поэт А. В. Кольцов. В 1790 г., когда С. Марину исполнилось 14 лет, отец, по обычаю того времени, повёз его в Петербург и определил в лейб-гвардии Преображенский полк, в роту своего старинного приятеля, капитана Фёдора Николаевича Петрово-Соловово. В семье этого высокообразованного офицера Марин в совершенстве изучил французский язык и особенно пристрастился к литературе. Обладая исключительной памятью, Сергей Марин знал наизусть всего Хераскова и вскоре сам стал писать стихи. По свидетельству его брата Аполлона Никифоровича, первое стихотворение С. Марин написал в 1790 г. «На новый 1790 год».
    В 1797 г. он получает звание портупей-прапорщика, но через месяц личным указанием Павла I был разжалован в рядовые, за то, что во время вахт-парада перед Зимним дворцом, проходя со знаменем в руках перед императором, сбился с ноги. Однако через полгода звание ему вернули, когда Марин отдал Павлу I честь на прусский манер («по-гатчински»). Мариным был сочинён памфлет на Павла I, получивший рукописную известность. В 1799 г. он получил звание подпоручика гвардии, в 1802 г. – поручика гвардии. В ночь на 12 марта 1801 г. Марин командовал внутренним караулом преображенцев в Михайловском дворце, когда в результате заговора был убит император Павел I.
    Сергей Никифорович Марин был храбрым офицером и снискал себе авторитет в армейской среде. Участник антинаполеоновских походов (1805–1807). За участие в битве под Аустерлицем (1805) штабс-капитан С. Марин, где он был тяжело ранен, награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». В 1807 г. в сражении под Фридландом Марин получил ранение в голову, отмечен за храбрость орденом Св. Владимира 4-й степени и золотой медалью. За ратные заслуги был назначен флигель-адъютантом к императору Александру I (1807). После заключения Тильзитского мира С. Н. Марин был отправлен в Париж, где лично вручил Наполеону депешу от Александра I. В 1808 г. он был произведён в капитаны, а в 1809 г. – в полковники и командирован в Тверь «состоять при генерал-губернаторе герцоге Георге Ольденбургском». При этом Марин часто приезжал в Москву, вместе с К. Н. Батюшковым был постоянным гостем у князя П. А. Вяземского.

 

 С. Н. Марин.
Художник О. А. Кипренский

    Во время Отечественной войны 1812 г. Сергей Никифорович Марин состоял в должности дежурного генерала 2-й западной армии князя П. И. Багратиона, участвовал в сражении при Бородино. Впоследствии у него открылись старые раны, и Марин подал рапорт об отставке, в октябре был уволен, возвратился для лечения ран в Петербург. По инициативе Багратиона С. Марин был 19 августа 1812 г. представлен к ордену Св. Владимира 3-й степени. Награда при жизни поэта не была получена. Александр I приказал художнику О. А. Кипренскому (1782–1836) нарисовать портрет Марина с данным орденом на шее.
    В октябре 1812 г. им было написано «Письмо Сергея Марина о выступлении наших войск из Москвы и о вступлении в неё французов».
     В феврале 1813 г. в возрасте 37 лет С. Марин умер от ран на даче графини В. Н. Завадовской под Нарвой.
    Творческое наследие С. Н. Марина включает в себя около 200 стихотворений, а также трагедии: «Превращенная Дидона» (по мотивам «Энеиды» Вергилия), «Медея» Лонжпьера и «Меропа» Вольтера. Перевёл несколько произведений Н. Буало. Его произведения пользовались широким успехом среди современников, особенно шуточные оды, басни, песни и романсы, пародии и эпиграммы, дружеские послания и посвящения, мадригалы и экспромты. Они практически не печатались и расходились во множестве рукописных списков.
    В 1805 г. Марин написал знаменитый «Преображенский марш», который пользовался необычайной популярностью в русской армии. Под звуки марша российские войска вступили в Париж в 1814 г. Марин редко публиковал свои произведения. Первым печатным произведением С. Марина было стихотворение «К русским», напечатанное в журнале «Лицей» за 1806 г.
    Служба Марина в гвардии, его незаурядный ум, поэтический талант, общительный характер, весёлый нрав открыли ему двери лучших домов и литературных салонов Санкт-Петербурга. Он стал своим человеком в доме известного мецената, директора петербургских театров А. Л. Нарышкина, в литературном салоне А. Н. Оленина.
    В число его друзей входили такие известные поэты, как Н. И. Гнедич, А. А. Шаховской, К. Н. Батюшков, И. А. Крылов, П. А. Катенин, Д. В. Давыдов, Г. В. Гераков, П. А. Вяземский. Среди военных наиболее близкими людьми ему были граф М. С. Воронцов, сын знаменитого полководца А. А. Суворов, полковник Преображенского полка Д. В. Арсеньев. С 1802 г. Марин состоял в переписке с графом Воронцовым, служившим в действующей армии на Кавказе. Н. Арнольд (правнук А. Н. Марина) писал: «Эта переписка представляет большой интерес. Прежде всего, письма написаны живым литературным языком; в них много так называемой «аттической соли», блестящего остроумия и тонкой наблюдательности. Кроме того, в этих письмах выпукло обрисовывается внутренний облик С. Н., по природе доброго, прожившего всю жизнь для других, и отзывчивого сердцем, который с удовольствием оказывал покрови-тельство всем, кто бы к нему ни обращался».
    В 1808 г. вместе с Г. Р. Державиным, И. А. Крыловым, К. Н. Батюшковым, А. Н. Олениным, А. А. Шаховским и др. С. Н. Марин участвует в издании журнала «Драматический вестник» (первый русский театральный журнал). Здесь он печатает ряд своих сочинений (СПб., 1808).
     Природное остроумие и живость характера делали Марина «душой компании»: остроумные каламбуры и шутки были причиною того, что около него собирались старики и молодые.
    Переведённая им трагедия Вольтера «Меропа» с успехом ставилась на Санкт-Петербургской сцене со знаменитой Е. С. Семёновой в главной роли.
    14 марта 1811 г. в доме Г. Р. Державина (Санкт-Петербург) состоялось торжественное открытие литературного общества «Беседы любителей русского слова», куда С. Н. Марин был принят одним из первых.
    Лебединой песнью Марина стали стихотворения: «1812 год, ноября 13-го дня» и «Генваря 1-го 1813 года».
    Марин не принадлежал ни к одному из литературных течений. Не признавал сентиментализма, хотя писал в «лёгком» стиле и предпочитал поэтические формы, любимые сентименталистами. Предпочитал «лёгкие» формы, а писал староязычной лексикой. Правильнее всего назвать Марина поэтом-сатириком, в творчестве которого стремительность стиха сочеталась с отходом от стилистической упорядоченности. Примечательно, что у поэта нет «военных» стихов. Одно из его писем А. Н. Оленину, написанное во время заграничного военного похода, начинается так:

«Марин, оставя все походы,
Шеренги, отделенья, взводы,
Желает с вами говорить.
Другим он петь войну оставит,
Веселья нет в людей стрелять…».

    Всего несколько стихотворений посвящено воспеванию силы русского оружия. Некоторые песни Марина («Чем тебя я огорчила…», «Пожалуйте, сударыня, ручку…» и др.) широко распевались в народе и вошли в популярные песенники XIX и начала XX вв. Многие песни, лирические стихотворения были посвящены графине Вере Николаевне Завадовской (1768–1845), чьё сердечное участие заменило Марину семью, она была его музой и другом.
    А. С. Пушкин, С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и другие крупные писатели России XIX столетия нередко и по разным поводам обращались к творчеству С. Н. Марина. Так, популярную песню поэта «Лилу обожаю» Достоевский в несколько изменённом виде использовал в «Братьях Карамазовых» («Смердяков с гитарой»). Имя Марина упоминается и в одном из сюжетов «Войны и мира» Л. Толстого и у А. Пушкина в послании к Василию Львовичу («О ты, парнасский мой отец»). Как историческое лицо Марин представлен в пьесе «Павел I» у Мережковского.
    От столичной мишуры и придворно-казарменной службы поэт отдыхал в свои приезды к отцу в Воронеж, где так же жили братья и сёстры. «Завтра еду я в отпуск на 28 дней, – сообщал он в письме к Воронцову 10 февраля 1810 г., – посмотреть на старика моего…». В стихотворном письме к М. М. Нечаеву (штабс-капитан) в Воронеж Марин писал «На родину хочу и телом и душою! ...». Заканчивается письмо с надеждой вновь увидеться на родине:

«Тогда-то, милый друг, увижусь я с тобой,
И трудности пути и холод позабуду,
Иззябну, изобьюсь – но к вам в Воронеж буду».

    Литературное наследство Марина, разбросанное по периодическим изданиям и частично сохранившееся в рукописях, собрано и объединено в хранилищах Государственного литературного музея.

   

    В 1948 г. в серии «Летописи Государственного литературного музея, кн. 10» издано полное собрание сочинений поэта. В издание включены стихотворения С. Н. Марина, сатиры, драматические произведения, письма, документы из семейного архива, критико-биографический очерк, научное описание рукописей, редакция и комментарии правнука Аполлона Никифоровича Марина – Н. В. Арнольда.
    В 1983 г. в Воронеже вышло подготовленное Б. Т. Удодовым издание произведений С. Н. Марина и его современника М. В. Милонова. С 1995 г. на окраине Коминтерновского рай-она Воронежа появилась «улица братьев Мариных».
    Как яркая историческая фигура и как талантливый поэт-сатирик конца XVIII и начала XIX вв., С. Н. Марин не должен быть забыт. Всем, кто захочет изучить допушкинскую эпоху, остроумные сатиры и пародии Марина помогут оживить давно забытые времена и лица.

   

 

Литература

• Марин С. Н. Стихотворения // Труды Воронежской учёной архивной комиссии / под ред. Ст. Зверева. – Воронеж, 1904. – Вып. II. – С. 12–47.
• Марин С. Н. (1776–1813). Полное собрание сочинений / критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. – М. : Издание Гос. лит. музея, 1948. – 573 с. – (Летописи. Кн. 10 / Гос. лит. музей ; под общ. ред. В. Бонч-Бруевича).
• Марин С. Н. Стихотворения. Драматические произведения. Сцены и отрывки. Письма / С. Н. Марин, М. В. Милонов ; вступ. ст., сост. Б. Т. Удодова. – Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1983. – 328 с. – (Отчий край).

***

• Фаддеев А. С. Н. Марин и его литературные произведения // Труды Воронежской учёной архивной комиссии / под ред. Ст. Зверева. – Воронеж, 1904. – Вып. II. – С. 1–11 : портр.
• Литвинов В. В. Полковник С. Н. Марин // Воронежское дворянство в Отечественную войну. – М., 1912. – C. 80–84.
• Удодов Б. Т. С. Н. Марин (1776–1813) // Очерки литературной жизни Воронежского края. ХIХ – начало ХХ в / ред.-сост. В. А. Тонков, О. Г. Ласунский. – Воронеж, 1970. – С. 37–54.
• Марин Сергей Николаевич // Русские писатели. 1800–1917 : биогр. словарь. Т. 3. К–М / гл. ред. П. А. Николаев. – М., 1994. – С. 517–519.
• России Чернозёмный край. – Воронеж, 2000. – С. 627–628.
• Ласунский О. Г Литературная прогулка по Воронежу. – 3-е изд., перераб. и доп. – Воронеж, 2006. – С. 67–68.
• Акиньшин А. Н. Марины, воители России… // Воронежское дворянство в лицах и судьбах : историко-генеалог. очерки с прилож. перечня дворян. родов Воронеж. губернии / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Воронеж, 2009. – С. 145–166.
• Ласунский О. Г. Марин Сергей Никифорович // Воронежская историко-культурная  энциклопедия / под ред. О. Г. Ласунского. – Воронеж, 2009. – С. 328.
• Корниенко Н. Г. Золотая шпага «За храбрость». Сергей Никифорович Марин (1776–1813) // Преодоление. Чернозёмный край в судьбах замечательных людей XVIII–XIX веков / Н. Г. Корниенко. – Воронеж, 2011. – С. 76–108.