Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Из жизни В. Дмитриевой в Воронеже

    Малюченко Г. С. [Из жизни В. Дмитриевой в Воронеже] // У истоков : сборник статей. – М., 1960. – С. 248–250. – В ст.: Первые театральные сезоны новой эпохи / Г. С. Малюченко.

    «… М. Паренаго читал от имени театральной секции публичные лекции по истории западноевропейского и русского искусства. Читал он эти лекции прекрасно, используя для иллюстрации их отрывки из литературных произведений. В состав членов театральной секции вошли и директор Музыкального училища И. Чернов, который своим композиторским творчеством уже в 1917 году помогал театральной студии Союза социалистической молодёжи, и писательницы В. Дмитриева и Е. Милицина… .
    … Приятельница Милициной – В. Дмитриева казалась более энергичной. Дмитриевой было за пятьдесят, но старости она не поддавалась. Маленького роста, крепкая, коренастая, с мужским складом лица, с умными, вдумчивыми чёрными глазами из-под густых бровей, которые сверлили собеседника, проникая в душу, она всегда была полна новых планов. Её черные, неседеющие и непослушные волосы были коротко подстрижены. Одетая очень скромно в тёмное платье с широким кожаным поясом, она походила на курсистку 70-х годов с картины Н. Ярошенко.
    Дмитриева была крестьянкой по происхождению, врачом по образованию, революционной народницей по убеждению и писательницей по призванию. Критики замалчивали Дмитриеву, но среди рабочих и крестьянских читателей у неё были постоянные друзья-читатели и некоторые из них читали её с благоговением. Произведения Дмитриевой помещались в «Русском богатстве», «Вестнике Европы» и «Жизни для всех». Она была исключительно подвижна и энергична и не могла не принимать деятельнейшего участия в общественной работе. При ней всегда находился её муж литератор Д. Ершов – безличный, высокий, полный блондин, медлительный, флегматичный, но восторженно относящийся ко всему, что делала его жена.
    В 1917–1918 годах Дмитриева увлекалась творчеством Виктора Гюго. Она работала над инсценировкой романа Гюго «Отверженные». Цель своей работы над «Отверженными» Дмитриева определяла так: «Я хочу в ней выявить борьбу человека с социальными бедствиями и показать возрождение человека путём угрызения совести и добровольного искупления своей вины; показать эгоистическое лицо буржуазии и угнетение обманутого страдающего народа; пороки «приличных» и обеспеченных людей и добродетели бесприютного каторжника и проститутки». В десяти картинах ей удалось охватить только первую часть романа. Инсценировка «Отверженных» Дмитриевой изобиловала монологами, оказалась бездейственной, а потому малосценичной. Артист Б. Тодорский пытался в 1918 году эту инсценировку поставить в студии Союза социалистической молодёжи, но дальше подготовительной работы дело не пошло.
    Однажды в январе 1918 года, я зашел к Дмитриевой и нашёл её возбуждённой с выписками в руках.
    – Вы только послушайте, – говорила она, обращаясь ко мне. – Какую гнусную критику «Отверженных» дал горе-деятель революции 1848 года поэт и министр Ламартин: «Отверженные» – книга чрезвычайно опасная не только потому, что даёт слишком много надежд несчастным... Стремление Гюго к безграничному идеалу – антисоциальная мечта. Надо преклониться перед обществом, как оно есть... Утописты типа Гюго – опасные негодяи... Нельзя никогда забывать, что на земле люди не могут совершенствоваться».
    Я, конечно, согласился с оценкой Ламартина, данной Дмитриевой.
    Если инсценировка Дмитриевой «Отверженных» не увидела света рампы, то два чудесных рассказа её из жизни воронежских рабочих – «Искатель красоты» и «Смерть жены» – были не только удачно инсценированы Б. Тодорским, но и поставлены в театральной студии Союза социалистической молодёжи и шли в 1918–1921 годах во многих рабочих самодеятельных театральных кружках Воронежа, как, например, в союзе печатников, союзе металлистов и других.
    В рассказе «Искатель красоты» говорилось о молодом рабочем-печатнике, духовно выросшем путём серьёзной самообразовательной работы и нашедшем красоту в брошенной пошляком молодой девушке, на которой он женился.
    Во втором рассказе, «Смерть жены», являющемся продолжением первого, дается дальнейшая судьба этого молодого рабочего, который не сумел поднять свою жену до себя и всё более и более отдалялся от неё из-за разницы их интересов и этим довёл её до смерти. Только в последние дни жизни своей жены он понял роковую ошибку, но было уже поздно и предотвратить трагический исход оказалось невозможным.
    Музыку для этих инсценировок написал директор музыкального училища И. Чернов. Инсценировки эти хорошо принимались рабочим зрителем…».