Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Поэзия А. В. Кольцова в музыке

«Русские звуки поэзии Кольцова должны
породить много новых мотивов русской
национальной музыки. И придет время,
когда песни Кольцова пройдут в народ и
будут петься на всем пространстве
беспредельной Руси».

В. Г. Белинский

    Имя Алексея Васильевича Кольцова по праву считается одним из значимых в музыкальной поэзии. Неподдельность народного колорита, искренность поэтического высказывания и яркая фольклорная основа способствовали необычайному успеху «песен Кольцова» у композиторов во все времена.
    Поэзия Кольцова привлекла внимание многих русских композиторов еще при жизни поэта; первые музыкальные произведения на стихи Кольцова вышли в свет в 1837 и 1838 годах, когда он только начинал приобретать известность в широких читательских кругах. Некоторые стихотворения были положены на музыку раньше, чем они были опубликованы в печати. Всего на стихи Алексея Кольцова было сочинено и опубликовано еще при его жизни свыше двадцати песен, романсов и хоров. Среди них: романс М. И. Глинки «Если встречусь с тобой», популярные песни-романсы А. Е. Варламова (1801–1848) «Ты не пой, соловей», «Оседлаю коня», «Перстенечек золотой» и А. Л. Гурилева (1802–1857) «Грусть девушки», «Жарко в небе солнце летнее», сочинения мастера русской хоровой музыки Г. Я. Ломакина (1812–1885), собирателя народных песен И. А. Рупина (1792–1850) и целого ряда других.
     Важнейшей чертой поэзии Кольцова, привлекательной для композиторов, была необычайная напевность речи и музыкальность стиха. П. И. Чайковский высоко ценил музыкальность песен Кольцова, его поэзия вдохновила композитора на создание двух пьес для фортепьяно из знаменитого цикла «Времена года».
     Наиболее благотворное влияние поэзия Алексея Кольцова оказала на развитие старинного русского бытового романса. Целый ряд таких романсов на стихи Кольцова сделался в полном смысле русскими народными песнями. Яркими примерами этого могут служить: «Соловьем залетным» В. Т. Соколова, «Грусть девушки», «Не шуми ты рожь», «Разлука» А. Л. Гурилева; «Ты не пой, соловей», «Оседлаю коня», «Перстенечек золотой», созданные А. Е. Варламовым; «Хуторок», «Ночь» («Не смотря в лицо, она пела мне») и другие.
     Первым русским композитором, создавшим крупный вокальный цикл на стихи Кольцова, был Антон Григорьевич Рубинштейн (1829–1894), который в 1849 году написал сразу восемь романсов. Им также написан дуэт «Светит солнышко, да осенью» и хор «Из лесов дремучих». Лучший романс А. Г. Рубинштейна на стихи Кольцова – «Дуют ветры», с очень выразительной, полной настоящего драматизма мелодией.
     Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869) обращался в своем романсовом творчестве к лирике А. В. Кольцова на протяжении многих лет. Первые сочинения Даргомыжского на стихи Кольцова – дуэт «Если встречусь с тобой» (1849) и вокальное трио «Приди ко мне». За ними последовали пять романсов, написанных в период с 1851 по 1856 год.
     М. А. Балакирев (1835–1910) в течение долгих лет вынашивал план создания большого вокального цикла, широко отображающего различные стороны русской народной жизни. Первыми изданными сочинениями Балакирева были «12 пьес для голоса и фортепьяно», напечатанные в 1858 и 1859 годах. Среди них пять романсов на стихи Кольцова; наиболее широкую известность из них получил романс «Обойми, поцелуй». Но лучшими из этого цикла являются «Приди ко мне», и «Мне ли, молодому-разудалому». Другие романсы Балакирева на стихи А. Кольцова были созданы в 1867 и 1893–1896 годах. Среди них – «Песня старика» в русском народном стиле и лирический романс «Я любила его».
     Увлекаясь поэзией Кольцова, М. А. Балакирев обращал на нее внимание остальных композиторов, членов своего кружка. Уже в 1858 году были сочинены Модестом Петровичем Мусоргским (1839–1881) романс «Веселый час» и Ц. А. Кюи – дуэт «Так и рвется душа». В 1865 году Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) создал завоевавший мировую известность романс «Пленившись розой, соловей», который художественный критик В. В. Стасов называл «поразительным по красоте и поэтичности». Тонким изяществом и выразительностью отмечены романсы и вокальные ансамбли на стихи Кольцова Цезаря Антоновича Кюи (1835–1918) и романс «Пленившись розой, соловей» Александра Константиновича Глазунова (1865–1936). Замечательным вкладом в сокровищницу русского классического романса являются произведения на стихи Кольцова, созданные в 1903–1906 годах Сергеем Васильевичем Рахманиновым (1873–1943): романсы «Кольцо», «Я был у ней» и дуэт «Два прощания».
     На слова Кольцова также писали романсы такие композиторы как А. Н. Корещенко (1870–1921), Н. Н. Черепнин (1873–1945) и С. М. Ляпунов (1859–1924).
     В середине XIX века песни и стихи Алексея Кольцова завоевали такую огромную популярность, что к поэзии Кольцова начали обращаться зарубежные композиторы: польский композитор Станислав Монюшко (1819–1872) создал романс «Ты не пой, соловей»; французская певица Полина Виардо (1821–1910) сочинила романсы «Грусть девушки» и «Я любила его»; украинский композитор П. П. Сокальский (1832–1887) написал хор на текст думы Кольцова «Лес» («Что, дремучий лес, призадумался»). Свидетельством популярности песен на стихи Кольцова является концертная фантазия для скрипки с оркестром: «Воспоминание о Москве», польского скрипача и композитора Генриха Венявского (1835–1880).
     Поэзия нашего земляка оказала благотворное влияние на развитие русской музыкальной литературы для камерных вокальных ансамблей и на развитие хоровой литературы XIX – начала XX века. Первыми авторами вокальных ансамблей на стихи Кольцова были А. Е. Варламов и А. Л. Гурилев, еще при жизни поэта создавшие песни, которые имели большой успех. Вокальные дуэты и трио на стихи Кольцова писали А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн, Ц. А. Кюи, В.С. Калинников (1866–1900), А.Т. Гречанинов (1864–1956) и другие.
     Стихи Кольцова вызвали к жизни целый ряд замечательных произведений для хора: одни из них написаны еще авторами старинных бытовых романсов, другие – крупнейшими русскими композиторами (Даргомыжским, Римским-Корсаковым, Танеевым) и третьи – выдающимися русскими хоровыми дирижерами. Песня «Соловьем залетным» В. Г. Соколова приобрела известность и сделалась народной именно в переложении для хора. Большую художественную ценность представляют: мужской хор а капелла «Веселый час», сочиненный С. И. Танеевым (1857–1915), а также хоры Виктора Калинникова («Лес») и П. Г. Чеснокова («Крестьянская пирушка», «Лес», «Могила»). Интерес представляет «Старая песня» Н. Н. Черепнина для хора с оркестром (1899), как первое вокально-симфоническое произведение на стихи Кольцова.
     Значительный вклад в воплощение поэзии Кольцова в музыке внесли советские композиторы. Особенно много сделали в этом направлении композиторы М. М. Ипполитов-Иванов (1859–1935), В. А. Золотарев (1872–1964), Р. М. Глиер (1875–1956), А. Б. Гольденвейзер (1875–1961), Н. Н. Чуркин (1868–1966) и А. Ф. Гедике (1877–1957). В последующие годы новые песни и романсы на стихи Кольцова создали В. Кирсанов, Н. Полянский, Н. С. Речменский (1897–1903) и А. Стырча, а хоры и вокальные ансамбли – П. Барчунов, А. А. Егоров (1887–1959), Н. П. Иванов-Радкевич (1904–1962), А. А. Николаев и другие.
     Творчество Алексея Кольцова всегда было источником вдохновения для его земляков, создающих музыку. Константин Ираклиевич Массалитинов (1905–1979) написал несколько произведений на стихи Кольцова для русского народного хора. Среди них «Погубили меня твои черные глаза» (1960), «Не скажу никому» (1882), сюиты, кантаты, опера-песня «Край родной». В 1959 году, к 150-летию со дня рождения поэта, Серафим Александрович Миловский (1905–1982) сочинил «Кантату памяти Кольцова» в семи частях для двух солистов, смешанного хора и симфонического оркестра.
Большим событием в художественной жизни Воронежа была постановка в году коллективом государственного драмтеатра спектакля-песни «Жизнь Кольцова», который с громадным успехом был показан в Москве и позднее в других городах. Весь спектакль шел на фоне музыки (хора и оркестра), составленной из лучших классических произведений на стихи Кольцова.
     Широко известен романс Ю. В. Воронцова «Сяду я за стол» (1959) и хор «Затрубили трубы бранные», «Элегия памяти Кольцова» для гитары и струнного квинтета (1990).
     Из десятков произведений членов Воронежского регионального отделения Союза композиторов России, связанных с кольцовским поэтическим наследием, значительную часть составляют отдельные хоры для разных составов или сочинения для вокала с инструментальным сопровождением. Типично также объединение нескольких вещей в хоровой (вокальный) цикл или сюиту. Нередко подобные циклы называются «Песни Кольцова» (такое название использовали В. Беляев, Л. Чернышов, А. Мозалевский) или «Кольцо» (М. Цайгер, Ю. Романов).
     Композитор, педагог и руководитель ансамбля «Воронежские девчата» Юрий Борисович Романов на стихи А. Кольцова написал мужской дуэт с аккомпанементом «Песня Лихача Кудрявича», романс «Не скажу никому» и композицию «Кольцо» для народного женского хора а капелла. Его произведение «Женитьба Павла» прозвучала в кинофильме В. Панина «На заре туманной юности», посвященном жизни поэта.
     В 1986 г. воронежским композитором Владимиром Беляевым был написан балет «Алексей Кольцов» и вокальный цикл «Не весна тогда жизнью веяла» (1989). Широкую известность получила опера Вячеслава Александровича Овчинникова «На заре туманной юности».
     В 1981 году фирмой «Мелодия» была выпущена пластинка «Страницы русской поэзии (XVIII–XX вв.). А. В. Кольцов. И. С. Никитин» ФОТО 55 Эта пластинка с архивными записями появилась на свет благодаря настойчивости О. Г. Ласунского, который выступил составителем стихотворений. На одной стороне пластинки записаны стихи А. В. Кольцова в исполнении артистов В. Хохрякова, А. Покровского, П. Шальнова, Т. Заборовской и М. Ульянова.


 

Литература

• Воронцов Ю. Песни Кольцова в русской классической музыке и советской музыке // Песни на стихи А. В. Кольцова. 1809–1969. – Воронеж, 1969. – С. 3–22.
• А. В. Кольцов и музыка : указ. лит. / Воронеж. обл. б-ка им. И. С. Никитина ; сост. А. В. Хорошилова, под ред. Е. Д. Медведицыной. – Воронеж, 1969. – 40 с.
• Лютая Р. В. Нескучный Кольцовский сад (А. В. Кольцов в творчестве воронежских композиторов) // Университетская площадь : Худож.-публ. альманах. – Воронеж, 2009. – № 2. – С. 10–14.
• «И слово, в музыку вернись». Алексей Кольцов в музыке воронежских композиторов // Территория творчества. Сообщество композиторов Воронежского края / Е. Трембовельский, А. Шалагина. – Воронеж, 2010. – С. 198–204.