Персоналии
Дёгтев Вячеслав Иванович
1959 - 2005
Дёгтев Вячеслав Иванович (10.08.1959–16.04.2005), прозаик, член Союза писателей России (1991). Лауреат премий имени В. Кубанёва (1990), В. Королёва (1997), международной премии А. Платонова («Умное сердце», 1999), премии Александра Невского («России верные сыны», 2000). Победитель литературных конкурсов, проводимых «Литературной Россией» (1995, 2000).
Родился на хуторе Карасилов (Новая жизнь) Репьёвского района Воронежской области, юность провёл в селе Юневка Хохольского района. Отец Вячеслава Дёгтева был сельским кузнецом, мать – домохозяйкой. Как рассказывал в одном из интервью В. И. Дёгтев, его род происходил из однодворцев, которые ещё в XIX в. называли себя «талагаями». Прямой предок писателя, «сын боярский», упоминается в связи с выходом его из крепости Коротояк на свободные земли в документах XVII в. (Русская душа: памяти Вячеслава Дёгтева». Воронеж, 2006. С. 116).
После окончания Гремяченской средней школы (1976) учился в Вяземском учебно-авиационном центре ДОСААФ (Смоленская область), где готовили лётчиков военной авиации. Получив специальность лётчика-истребителя, служил в рядах Вооружённых сил Советского Союза. Ему довелось «поработать» на таких машинах, как МИГ-17, Л-29.
В 1991 г. В. Дёгтев закончил Литературный институт им. А. М. Горького в Москве, в этом же году вступил в Союз писателей России.
За плечами Дёгтева к этому времени имелся богатый жизненный опыт, нашедший отражение в его творчестве. Он успел поработать помощником машиниста, разнорабочим, пилотом самолёта, служил в армии, преподавал на курсах в литературном объединении в Воронеже, с 1988 по 1998 год работал в журнале «Подъём», в том числе и. о. главного редактора (несколько месяцев в 1996 г.).
Являлся членом редколлегии газеты «Литературная Россия» (с 1997 г.), издавал в
интернете электронный международный русскоязычный журнал «Мир по-русски». Вячеслав Дёгтев – один из основателей писательской Артели «ЛитРос» (2000), принимал участие в создании Центра Национальной Славы России (2001).
Литературной деятельностью занимался с середины 1970-х гг. Воронежский писатель И. В. Сидельников (1918–2000) рекомендовал к публикации рассказ Дёгтева «Золотая цепь Чингисхана» в газету «Молодой коммунар» (1977. 6 дек.) – о впечатлениях от работы в Туркмении, где автор побывал после окончания школы. В предисловии к рассказу Сидельников писал: «Надеюсь, что первая публикация молодого прозаика не окажется последней».
Обращение к писательству В. Дёгтев объяснял влиянием генов. Дед по матери был «песельником и рассказчиком», писал стихи. Среди первых наставников Дёгтева, помимо И. Сидельникова, называли воронежских писателей И. Евсеенко и И. Чемекова. С большим уважением Дёгтев относился к представителю военной прозы, писателю Ю. Гончарову. Своим крёстным отцом в большой литературе он сам считал Юрия Бондарева. В числе литературных образцов для себя видел М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, В. В. Маяковского, М. А. Шолохова, П. А. Кропоткина, Х. Кортасара, Н. Макиавелли, Ф. Ницше, Апулея и др.
Первая повесть В. Дёгтева «Стар и млад» (1987) посвящена его прадеду М. Дёгтеву, организатору первых коммун в Острогожском уезде и Гражданской войне; вторая – «Будьте счастливы!» (1990) – о Туркмении и любви.
Несмотря на то, что основную часть своей жизни Вячеслав Иванович Дёгтев прожил в Воронеже, его публикации регулярно появлялись в столичных изданиях: журналах – «Наш современник», «Москва», «Урал», «Слово», «Новая Россия», «Роман-газета»; в газетах – «Советская Россия», «Литературная Россия», «Красная звезда», а также в воронежских периодических изданиях. Работал преимущественно в жанре рассказа. Автор более 15 книг прозы, в том числе: «Тесные врата» (Москва, 1990), «Викинг» (Воронеж, 1993), «Десять заповедей» (Воронеж, 1998), «Ещё не вечер!» (Воронеж, 1999), «Оберег» (Москва; Воронеж, 2000; совместно с А. М. Гончаровым), «Русская душа» (Москва, 2001), «Гладиатор» (Воронеж, 2001), «Крест» (Москва, 2003), «Карамболь» (Москва, 2004), «До седла» (Воронеж, 2005) и др.
В начале творческого пути Дёгтев отдал дань жанру повести, но впоследствии его предпочтения находились в сфере короткого рассказа: «Пишу то, что считаю нужным написать именно в этот момент. Поэтому и не пишу романов – очень быстро охладеваю к теме. Рассказ надоел – я его и закончил, а роман сколько надо вымучивать!... И бывает, что одновременно пишутся два-три-четыре рассказа совершенно на разные темы, порой противоположные». («Русская душа: памяти Вячеслава Дёгтева». Воронеж, 2006. С. 117).
Яркая индивидуальность писателя была сложна и противоречива. Свобода в выражении своих чувств и искренность сочетались с нетерпимостью к чужому мнению. В нём уживались целеустремлённость и честолюбие, трудолюбие и смелость, патриотизм и критическое отношение к жизни. Он пристально вглядывался в действительность, оперативно откликаясь на происходящие события.
Его рассказы – это широкая панорама социальных типов и коллизий постперестроечной России. Среди персонажей есть лётчики и моряки, солдаты и священники, спортсмены и бандиты. Обаяние и культ силы, присущие сильным решительным людям, совершающим смелые поступки, очень точно характеризует действующих лиц его произведений, готовых взять в руки оружие и сражаться за себя, за родных и близких, за дом, за своё Отечество. Их объединяет то, что все они – русские люди. Рассказы Дёгтева врезаются в память, ибо читатель встречается в них с интересными людьми, необычными пейзажами, неожиданными поворотами человеческих судеб, яркими характерами, острыми ситуациями.
Широкий круг общения обогащал новыми сюжетами: он дружил с операми, омоновцами, спецназовцами, прошедшими Афган и Чечню, самородками из глубинки. Среди друзей писателя – боксёр Валерий Абаджан, предприниматель Михаил Вайцеховский. Рассказы Дёгтева густо населены земляками: друзья детства («Дю-Дю»), краевед Фрунзик Иосифович Алибасов («Хутор Чевенгур»), гитарный мастер И. Е. Безгин («Русская душа»). Его произведения могли быть о чём угодно – о Чечне («Псы войны»), о Древнем Риме («Гладиатор»), о Древней Руси («До седла»).
Преобладание социальной тематики не отрицало лирических произведений, в которых
Дётев В. И. |
автор следовал принципу – писать только о том, что дорого и не описывать выдуманные чувства. В литературном наследии Дёгтева выделяется пласт рассказов о любви, подчас с неожиданным финалом («Кайф», «Бубновая дама», «Страсти по банану»); автобиографические произведения – «Тепло давних лет», «Потому и плачу», «Выкидыш», отличающиеся пронзительной лиричностью. Есть у Дёгтева и рассказы с элементами мистики – «Коцаный», «Смеющийся лев».
Лишь в начале 2000-х Дёгтев вернулся к жанру повести. В альманахе «Литературная Россия» и в журнале «Московский вестник» вышли в свет повести «Белая невеста» (2003) и «Богема» (2004).
Особое место в его творчестве занимают рассказы, написанные на материале разных войн (Кавказской – «Карамболь», «Джяляб», «Псы войны», «Кинжал»; Балканской – «Выбор»; Великой Отечественной – «Железные зубы», «Верую и уповаю»). Автор ярко описал психологию и переживания человека на войне.
В одном из лучших рассказов Дёгтева «Четыре жизни» (1997) русский солдат в Сербии, монах-иконописец, погибает из-за того, что воюющие рядом «псы войны» бросают его одного.
Великолепное знание материала, умение создавать характеры и придавать достоверность профессиональной характеристике героя подкупают читателя. Рассказ обрастал плотью, становился более выпуклым и достоверным. Читаешь «Русскую душу» и удивляешься познаниям автора в области изготовления музыкальных инструментов и теории музыки. Читаешь «Карамболь» – завидуешь его бильярдным познаниям.
Краткость, хлёсткость, необычность, стремление поразить и удивить – один из признаков дёгтевского творческого почерка. Свою потенциальную аудиторию он определял так: «Я пытаюсь писать для простого человека, у которого очень много своих забот и которому хочется немного экзотики: необычных ситуаций, сильных характеров и т. д.». (Вячеслав Дёгтев: Pro et Contra. Воронеж, 2018. С. 282).
Обращение к христианским ценностям особенно заметно в книге «Десять заповедей», состоящей из десяти разделов, каждый из которых был озаглавлен одной из заповедей Господних. Под каждой заповедью автор расположил по три рассказа, иллюстрировавших эту заповедь. Эта книга напоминает о тех скрепах, благодаря которым держится человек, не распадается общество.
Писательский стиль Дёгтева отличают бережное и тщательное отношение к русскому языку. Тексты насыщены библейскими выражениями, поговорками, пословицами, стихотворными цитатами, которые употребляются в речи персонажей, в речи рассказчика. В. Дёгтев использовал множество эпиграфов, вводил имена литературных героев и реальных исторических личностей. Многие произведения построены на христианской символике, но использовались (например, в рассказе «Гладиатор», 2001) и образы славянской мифологии.
Дёгтев экспериментировал в прозе, подыскивая для каждого сюжета соответствующий стиль и манеру изложения. Так, рассказы «Крылышкуя золотописьмом...» (1999) с подзаголовком «Степняцкая песнь» и «Благорастворение воздухов» (1998) с подзаголовком «Наскальная фреска», состоят из одного предложения без начала и конца (нет заглавных букв, знаков препинания, обозначающих конец предложения, в начале и в конце рассказов – многоточие); в ткань рассказа «Пробуждение» искусно вплетено стихотворение А. С. Пушкина «Я Вас любил...»; рассказ «Азбука выживания» написан как «памятка» сыну Андрею, в нём в афористичной форме передаётся жизненный опыт отца.
В произведениях Дёгтева часто встречаются воронежские реалии. Лаконичное и очень точное описание своей малой родины вместили несколько строк из эссе «Аустерлиц»: «Плывут облака, плывут с востока. Плывёт загустевшее дыхание моей родины, моего народа. Великий народ живёт на великой земле. Насколько она необъятна – я видал это сверху, с воздуха, когда летал над нею в юности, в войсках ВВС …Она широкая, моя земля, она выпуклая; ранней весной она чёрная, летом в жёлто-зелёных квадратах, зимой же – как гречневая каша с молоком. На этой земле, на этих лоскутных полях, на берегах этих сонных извилистых речек, в этих сёлах, вытянувшихся по балкам, и хуторах, закрытым маревом, пролетели-промелькнули безвестные жизни моих предков; тут они любили и ненавидели, страдали и радовались; тут они обрели вечный покой … В ней, в жирной, в её толще, лежат, ногами на восход, мои пращуры; они восстали к жизни из этой чёрной земли, в неё они и сошли, совершив свой круг; с ними рядом лежать и мне; и, придёт время, лежать моим сыновьям, которые пока что об этом не задумывались». (Крест: книга рассказов. Москва, 2003. С. 443).
Историческая память предков пробуждается при путешествии в край отцов: под пером писателя в рассказах «Потому и плачу», «Тепло давних лет» и эссе «Аустерлиц» оживают сёла Репьёвского района: Краснолипье, Новосолдатка, Осадчее, Оськино во всём их этнографическом своеобразии: «Кто же вы, те, кто передал мне свою кровь? Я знаю, все вы были пахари и солдаты. В Новосолдатке, откуда идёт наш род, вы жили на «Пушкарском планте» (есть там ещё планты – «Инвалидный» и «Драгунский», а также – «Пластуны» и «Недомерки»)». (Крест: книга рассказов. Москва, 2003. С. 443).
Художественный образ Воронежа в рассказе «Не оставляй меня, надежда» проникнут лиризмом: «Весь октябрь в нашем городе не облетают клёны. Стоят, будто резцом очерченные, рыжеголовые и кудрявые, как на росписях Палеха; ветерок не единым дуновением не шевелит медные кованые листья, и оттого улицы становятся другими, приобретают благородный жёлто-красный, глубоко наполненный цвет, с багряным туманцем; город делается живописным и загадочным, заповедным». (Крест: книга рассказов. Москва, 2003. С. 356–357).
Портрет Дёгтева.
Художник В. Мушта |
На страницах этого же эссе эмоционально описывается звон колокола над городом: «Торжественный металл полнит собой дрожащий воздух, насыщает его благостью, разливается над зелёной гладью зацветшего «моря», и кажется, что и вода тоже начинает петь, отзываться поющей меди, а колокольный глас ширится, морщит выпуклую поверхность воды, задевает своей скорбью рыбаков, задремавших над поплавками, останавливает, хватая за душу, прохожих; и неспешно он доплывает до самого до Левого берега, и вот уже оттуда, из Отрожек, откликается охрипшей плакальщицей Казанская церковь, а потом и Успенская на Гусиновке подаёт голос, несмело вступая в печальный этот разговор – и начинается … начинается то великое действо, тот волшебный перезвон, от которого против воли пощипывает в носу…». (Крест: книга рассказов. Москва, 2003. С. 441).
Литературная критика высоко оценивала талант Дёгтева: литературовед А. Тимофеев находил у него – «...кипучий темперамент А. И. Куприна, пронзительность В. М. Шукшина, пристрастие к штопорным, гибельным состояниям В. Высоцкого, жёсткость метафор Ю. Кузнецова». (Слово. 1994. №7–8. С. 51). Ю. Бондарев назвал его «наиболее ярким открытием десятилетия». (Правда. 1998. № 40).
Произведения Дёгтева переведены на чешский, итальянский, китайский, немецкий, английский и французский языки. По творчеству Дёгтева защищено несколько диссертаций в России, а также в Италии.
В апреле 2005 г. Вячеслав Дёгтев скоропостижно скончался. Ему было всего 45 лет. Похоронен на Аллее Славы Коминтерновского кладбища.
Памяти писателя посвящены несколько сборников, изданных в Воронеже и подготовленных краеведом и историком Н. Сапелкиным. Самым полным из них является сборник «Вячеслав Дёгтев: Pro et Contra» (2018).
Стихи, посвящённые В. Дёгтеву, написали поэты Каргашин С. («Сильными не рождаются…»), Меньшова Э. («Он соглашался быть вторым…»), Шуваев В. («Жлобовская коррида») и др.
Портреты Дёгтева рисовали воронежские художники: прижизненный портрет (2004) написал Ю. А. Черников; на обложке книги «Вячеслав Дёгтев: Pro et Contra» (2018) изображён портрет писателя работы В. Мушты.
В ВОУНБ им. И. С. Никитина хранятся книги В. И. Дёгтева с его автографами.
На базе ВГУ и Центрально-Чернозёмного книжного издательства была проведена научно-практическая конференция «Правда и вымысел в произведениях Вячеслава Дёгтева» (2009).
Дёгтеву посвящён документально-публицистический телевизионный фильм «Письма из провинции. Воронеж», созданный студией «Культура» (Санкт-Петербург, 2009).
16 апреля 2018 г. средней образовательной школе № 102 (Воронеж, ул. Шишкова, 140 Б) в классе современной русской литературы открыли кабинет-музей писателя В. Дёгтева. В экспозиции представлены личные вещи и фотографии писателя. На стендах размещены материалы, отражающие основные вехи жизни и творчества.
В музее Вячеслава Дёгтева
|
Выступает Н. Сапелкин |
Литература
• Дёгтев В. И. Будьте счастливы! : повесть / В. И. Дёгтев. – Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1990. – 238 с.
• Дёгтев В. И. Копьё летящее / В. И. Дёгтев. – Воронеж : Черноземье, 1996. – 250 с.
• Дёгтев В. И. Десять заповедей / В. И. Дёгтев. – Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1998. – 304 с.
• Дёгтев В. И. Избранное / В. И. Дёгтев, С. А. Каргашин, С. Ю. Куняев. – Москва : Три Л, 2001. – 432 с. – (Лауреаты премии им. Александра Невского «России верные сыны»).
• Дёгтев В. И. Волчьи песни : рассказы охотника / В. И. Дёгтев; авт. предисл. М. С. Вайцеховский. – Воронеж : Изд-во им. Е. А. Болховитинова ; Москва : Лит. Россия, 2002. – 304 с. – (Библиотека писательской артели «Литрос»).
• Дёгтев В. И. Крест : кн. рассказов / В. И. Дёгтев. – Москва : Андреевский флаг, 2003. – 449 с. – (Русская современная проза).
• Дёгтев В. И. Русская душа : рассказы / В. И. Дёгтев. – Москва : Изд-во ИТРК, 2003. – 416 с.
• Дёгтев В. И. Карамболь : рассказы и повесть / В. И. Дёгтев. – Москва : Молодая гвардия, 2004. – 258 с. – (Библиотека современной прозы «Литературный пасьянс»).
• Дёгтев В. И. До седла : рассказы и романтическая повесть / В. И. Дёгтев. – Воронеж : Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2005. – 351 с. : ил.
***
• Вознесенский А. Викинг из Воронежа // Книжное обозрение. – 1994. – 1 нояб. (№ 44). – С. 24.
• Русская душа : памяти Вячеслава Дёгтева : [сб. материалов / сост. Н. С. Сапелкин]. – Воронеж : Алмаз, 2006. – 125 с. : ил.
• Черепенникова Н. Памяти сильного человека // Литературная газета. – 2006. – 19–25 апр. (№ 16). – С. 6.
• Колова С. Простые и вечные истины в военной прозе В. И. Дёгтева // Уроки литературы. – 2006. – № 5. – С. 3–6. – Прил. к журн. «Литература в школе».
• Бондаренко В. Г. Вячеслав Дёгтев // Поколение одиночек / В. Г. Бондаренко. – Москва : Изд-во ИТРК, 2008. – Гл. 19. – С. 439–453.
• Четыре жизни Вячеслава Дёгтева : [сб. материалов / сост. Н. С. Сапелкин]. – Воронеж : Алмаз, 2008. – 118 с.
• Вячеслав Дёгтев: Верую и уповаю... : материалы науч.-практ. конф. «Правда и вымысел в произведениях В. Дёгтева» (Воронеж, 16 апр. 2009). Ч. 1 / [сост. Н. С. Сапелкин]. – Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 2009. – 111 с.
• Не оставляй меня, надежда / сост. Н. С. Сапелкин. – Воронеж : Центр.-Чернозём. кн.
изд-во, 2010. – 116 с. : ил. – На обл.: 50 лет Вячеславу Дёгтеву.
• Иванов С. Азбука жизни и смерти Вячеслава Дёгтева // Подъём. – 2012. – № 11. – С.182–188.
• Чаплыгина Е. О. Мотивная структура рассказа В. Дёгтева «Потому и плачу...» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – Вып. 8 (124). – С. 216–221.
• Хабаров А. Душа его чиста : (жизненный и творческий путь писателя Вячеслава Дёгтева) // Подъём. – 2014. – № 7. – С. 146–156.
• Вячеслав Дёгтев: Pro et Contra / [сост. Н. С. Сапелкин]. – Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 2018. – 319 с., [10] л. ил.
• Дорохов С. Он писал о настоящих героях : [в воронежской школе № 102 открылся музей Вячеслава Дёгтева] // Коммуна. – 2018. – 20 апр. – С. 6.
• Лазарева И. Живое слово Вячеслава Дёгтева : [в книжном магазине «Амиталь на Пушкинской» состоялся вечер памяти писателя В. Дёгтева] // Берег. – 2019. – 19 апр. (№ 28). – С. 23.