Персоналии
Локотков Константин Петрович
1917 - 1980
Локотков Константин Петрович (29.12.1916(11.01.1917)–6.10.1980), прозаик, драматург, член Союза писателей СССР (1952). Уроженец села Анна Бобровского уезда Воронежской губернии (ныне посёлок городского типа Анна Воронежской области).
После окончания семилетки учился в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). До 1934 г. работал слесарем на Воронежском паровозоремонтном заводе им. Ф. Э. Дзержинского.
Окончил Воронежский химико-технологический институт (1940). Технолог на заводе «Электросигнал», с которым во время Великой Отечественной войны эвакуирован в Новосибирск, где был технологом и начальником цеха.
С 1946 по 1947 г. – заведующий редакцией журнала «Сибирские огни» (Новосибирск).
В конце сороковых годов Локотков возвратился в Воронеж, на профессиональной основе занимался литературной работой и принимал активное участие в организации литературного процесса в регионе. Был составителем сборника произведений молодых писателей «На подъёме» (1950).
В 1952–1959 гг. – ответственный редактор альманаха «Литературный Воронеж»,
В. Петров, О. Кретова, А. Стрыгин, А. Шубин, К. Локотков.
1970- е гг. |
заведующий отделом прозы, главный редактор журнала «Подъём». Несколько лет был председателем правления Воронежской писательской организации Союза писателей СССР (1959–1967, 1969–1972). Много сил и терпения тратил на воспитание молодых литераторов.
Публиковаться начал с 1938 г. (рассказ «У меня родился ребёнок» в альманахе «Литературный Воронеж»).
Автор нескольких романов, повестей и рассказов, пьес. К. П. Локотков был в своё время известным прозаиком, его произведения читали и перечитывали.
Большую популярность в читательских кругах имел роман «Верность» о жизни студентов предвоенной поры. Впервые он опубликован в журнале «Сибирские огни» (1947), издан отдельной книгой в 1949 г., переиздавался в 1952, 1964, 1967 гг. тиражами от 15 до 50 тыс. – в Москве, Новосибирске, Пензе, Воронеже. В 1957 г. роман переведён на немецкий язык и издан в Германской Демократической Республике.
Перу писателя принадлежит несколько книг рассказов: «Доброе утро» (1949); «Возвращение» (1953); «Заклёпка» (1955).
Роман «Содружество» о жизни молодых рабочих напечатан в альманахе «Литературный Воронеж» (1950), затем вышел отдельной книгой (1951, 1981). Третье крупное произведение писателя – роман «Сотри случайные черты» (1962), в дальнейшем переизданный под названием «Желанное» (1966). В 1976 г. увидел свет роман «Хлеб-соль».
По пьесе писателя «Богатство Сергея Косцова» был поставлен спектакль под названием «Твоё богатство» (1954) в Воронежском драматическом театре (режиссёр М. А. Гершт, художник Н. А. Данилов); другую его пьесу, «Перемены в Желанном», ставил Рамонский народный театр.
В произведениях К. П. Локоткова отразились реалии, присущие советскому времени: жизненная достоверность, типичность образов и ситуаций. Действующие лица его романов, повестей, рассказов – современники писателя, и их судьбы тесно связаны с происходящими в стране событиями. В своих поступках они следуют определённому кодексу поведения, обусловленному коллективистскими нравственно-этическими нормами середины XX столетия.
В творчестве писателя соединились наблюдательность и жизненный опыт с
К. П. Локотков |
эмоциональной структурой его личности. Собственные переживания и чувства, отдельные факты биографии органично включены в ткань произведений.
В литературных персонажах нашли воплощение характеры многих людей, с которыми встречался, учился или работал писатель. Роман «Верность» посвящён жизни института и студенческой молодёжи последнего предвоенного года, а роман «Содружество» – рабочим будням радиозавода, теме рабочего класса, его трудовому героизму в период послевоенного восстановления народного хозяйства.
Важное место в творчестве писателя всегда занимала производственная тематика. Даже описание технологических процессов овеяно романтикой производства и восхищением перед человеком труда: «Завод! Вот средоточие помыслов Фёдора: скорей, скорей войти в его цехи хозяином, чтобы всё, что кипело в обширных котлах, что переливалось, гонимое насосами, в трубопроводах, что шипело паром и обдавало огнём, – чтобы всё это повиновалось умелой руке инженера. Ничто не должно быть тайной, ни один маленький посторонний процесс, сопровождающий главный – рождение нежных, удивительно чистых кристаллов сахара» («Верность». Воронеж, 1964. С. 64).
Содержание производственных романов не ограничивается техническими аспектами, включает также и морально-нравственные отношения между людьми. В романе «Желанное» («Сотри случайные черты») описаны будни и проблемы работы сахарного завода. Герои произведения Сергей Плотников, Абросимов, дружная династия Перепелицы, Потапов борются за человека, воспитывают его характер, исправляют дурные привычки, уважают человеческое достоинство. Людям, живущим по инерции прошлого, противостоят новые характеры, ориентирующиеся на советские демократические ценности.
В романе «Хлеб-соль», вышедшем в 1976 г., затронуты проблемы колхозной деревни, взаимоотношения людей, рост благосостояния: «Теперь он жалел, что быстро и ко времени состарился <…>; многое переменилось в селе; даже звуки стали не те: все старые звуки, понятные с детства были теперь как слабое напоминание деревни… Разговоры тоже стали иными – не о налогах и трудных займах, не о соломе для скота или на крышу – о шифере, электричестве, пенсии (пенсия! Когда она была в деревне! О том, что «кум задумал купить автомобиль»)» («Хлеб-соль». Воронеж, 1976. С. 114).
Центральное место в творчестве писателя занимает галерея молодых людей с их духовными исканиями. Именно вокруг молодёжи писатель выстраивает все основные сюжетные, композиционные и стилистические линии своих произведений. Существенные черты поколения, о котором повествует автор, – светлые устремления, верность дружбе и долгу, неприятие подлости и безнравственности. Молодые люди, выступая носителями социалистических ценностей, планируют свой идеал будущего. Секретарь факультетской комсомольской организации, изобретатель, спортсмен, общественник Фёдор Купреев не придаёт никакого значения быту, детям, отношениям с женой. Всё это для него «мелочи жизни»: «Поступки, не согретые страстью, представлялись Фёдору оскорбительными для того большого дела отцов, ради которого и была задумана вся эта трудная и радостная жизнь творчества и борьбы» («Верность». Воронеж, 1964. С. 61). Окружающие его люди пытаются убедить Фёдора, что наряду с деловыми качествами в человеке очень важны чуткость и доброта. Старшим персонажам – партийным и административным работникам – автор отводит другую роль, они думают о будущем, планируют его идеологическое обеспечение и готовят молодёжь к настоящей жизни в том самом будущем. А сами молодые люди в это время просто живут в своём, подчас, романтически-авантюрном мире, создавая себе собственную уникальную биографию.
К. П. Локотков – человек своего времени, поэтому в его творчестве присутствует идеологическая направленность. Тем не менее, строки произведений писателя волновали читателей, его современников. Это был автор со своим почерком, а его романы являются ценными документами эпохи.
В год 100-летия К. П. Локоткова (2017) в Воронеже и Анне прошли вечера памяти писателя, в частности директор-главный редактор журнала «Подъём» И. Щёлоков, выступая на мероприятии в Воронежской областной юношеской библиотеке, сказал: «Константин Петрович заложил многие добрые традиции, которые живы и сегодня. Это, прежде всего, забота о такой обстановке, такой атмосферы в писательской среде и в обществе в целом, при которых интереснее творить и видишь отклик в душах читателей…».
Литература
• Лазутин, С. Молодёжь в романах К. Локоткова // Подъём. – 1958. – № 3. – С. 154–158.
• Волохов, Ф. Слово о верном друге // Молодой коммунар. – 1977. – 11 янв.
• Соколова, Н. Обыкновенная биография человека, живущего в необыкновенное время // Подъём. – 1977. – № 1. – С. 139–143.
• Ласунский, О. Г. Локотков Константин Петрович // Воронежские писатели / О. Г. Ласунский. – Воронеж, 1980. – С. 46–47.
• Локотков Константин Петрович // Воронежская историко-культурная энциклопедия / гл. ред. О. Г. Ласунский. – 2-е изд., доп. и испр. – Воронеж, 2009. – С. 307.
• Грибанов, М. А. Константин Локотков // Подъём. – 2008. – № 1. – С. 169–170. – В ст.: Штрихи к портретам.
• Дьяков, Д. Верность как догма // Мысли. – 2017. – № 3. – С. 31–33. – Прил. к журн. «Подъём».