Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Персоналии

Завадовский Леонид Николаевич

1888 - 1938


    Завадовский Леонид Николаевич (28.03.(9.04).1888–21.02.1938), писатель-прозаик, художник, член Союза писателей СССР (1934), участник революционного движения в России начала XX в.
    Родился в селе Преображенском Спасского уезда Тамбовской губернии. Он был четвёртым ребёнком в семье. Родители имели крестьянское происхождение. Известно, что дед писателя являлся крепостным лекарем, отпущенным барином на свободу. Отец – безземельный крестьянин, работавший писцом в товарной конторе на железной дороге. 
    С юных лет Л. Завадовский увлекался рисованием и чтением. Среди любимых писателей – Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и др.
    В течение шести лет обучался в Тамбовской мужской гимназии, но законченного среднего образования так и не получил. После смерти отца в 1903 г. и ареста старшего брата и сестры за участие в революционном подполье, гимназию пришлось оставить. 
    В планах молодого человека была учёба в художественном училище, но начавшиеся
 
 Л. Завадовский. Декабрь 1917 г.
 революционные события 1905 г. внесли свои коррективы. 17-летний Леонид вступил в подпольную социал-демократическую организацию Тамбова. Участвовал в тайных сходках, вёл агитацию среди рабочих, распространял запрещённую литературу. 9 июля 1905 г. впервые был арестован. 
    Около 12 лет жизни будущего писателя прошли в занятиях нелегальной деятельностью, чередовавшихся арестами и заключениями под стражу. Он неоднократно сидел в тюрьмах Тамбова и Москвы.
    После заключения в Бутырской тюрьме Л. Завадовский в 1913 г. отправлен в ссылку в Киренский уезд Иркутской губернии. Быт ссыльнопоселенцев был убогим и тяжёлым. 
    Вот как писатель вспоминал то время: «На реке Лене, как поселенец, был батраком на мельнице, косцом у крестьян, кузнецом, грузчиком, плотником, огородником, охотником, рисовал портреты, красил дуги дел кошевки – лёгкие санки» (Писатели ЦЧО. 1934. С. 5). 
    В этот же период стал заядлым охотником. 
    Взгляды Леонида Николаевича за это время претерпели ряд изменений. От РСДРП он отошёл довольно быстро и примкнул к левым эсерам, увлёкшись идеей индивидуального террора против высших царских чиновников, затем и в их идеологии разочаровался. В конечном итоге, он окончательно потерял интерес к политике и решил не участвовать больше в деятельности каких бы то ни было политических партий.
    После февральской революции 1917 г. Временным правительством были амнистированы политзаключённые, в том числе и Л. Завадовский. 
    Уехал в Тамбов, затем перебрался в г. Усмань Воронежской губернии (ныне – Липецкая область), где устроился на работу в местную заготконтору «Центрозакуп».
    Так начался почти 20-летний усманский период в жизни писателя. 
    В 1919 году женился на учительнице русского языка и литературы Варваре Сергеевне Савенко. В 1921 г. у Завадовских родился сын Дмитрий.
 
 Семья Завадовских в своём доме в Усмани (ул. Радищева, 44)
 
 Жена Л. Завадовского Варвара и сын Дмитрий
    Леонид Николаевич экстерном сдал экзамен на звание школьного учителя по изобразительному искусству в Воронежском Институте народного образования. С осени 1919 г. приступил к работе в Усманской городской школе (ныне – МБОУ СОШ № 2). 
Одна из его учениц, Галина Александровна Дмитриевская вспоминала: «…Высокого роста, широкоплечий, с умными добрыми глазами, Леонид Николаевич спокойно ходил по классу, просматривая наши рисунки. Говорил он очень тихо, одевался просто… 
    Леонид Николаевич был очень трудолюбив. Годы ссылки приучили его к тяжёлому труду. Он сам носил воду, колол дрова, столярничал, сажал деревья, косил сено, занимался извозом» (Николаев К. «Гений русского рассказа». 2013. С. 24). 
    Важное место в жизни Завадовского в этот период занимала живопись. Рисованием увлёкся ещё в юности, делал карандашные зарисовки, пробовал гуашь и масляные краски, затем перешёл на акварель. 
    В Усмани он взялся за это занятие с новыми силами.
Большой любитель природы, Леонид Завадовский писал пейзажи. Чаще всего на картинах можно видеть природу Черноземного края, Сибири, морские пейзажи Крыма и Кавказа. Создавал он и натюрморты. Также, им было написано несколько автопортретов (сохранилось около пяти). Иногда на холсте появлялись эпизоды из тюремной жизни.
Г. А. Дмитриевская отмечала: «Рисовать он очень любил. В любое время года его можно было встретить с этюдником и мольбертом в живописных местах реки Усманки, в районе татарского вала, в окружающих город лесах. Природа, люди, животные – всё интересовало его как
 
 
 Акварели Л. Завадовского
художника и как писателя» (Николаев К. «Гений русского рассказа». 2013. С. 25).
    Сейчас некоторые работы можно встретить в частных коллекциях и в художественных музеях Центрального Черноземья. В Усманском краеведческом музее имени Б. П. Княжинского имеется около ста его акварелей и рисунков.
    В 1923 г. Завадовский был уволен с работы «в виду упразднения преподавания рисования в школе» и всерьёз начал осваивать писательское ремесло. Поддержку начинающему литератору оказал его земляк, журналист Александр Константинович Воронский. 
    В 1923–1924 гг. Леонид Николаевич периодически ездил в Москву, где погружался в атмосферу столичной литературной жизни. Начал посещать собрания группы молодых писателей «Перевал», организованной при журнале «Красная новь» и возглавляемой Николаем Зарудиным. Здесь он многому учился, обсуждая свои первые творческие опыты с коллегами по цеху.
    В 1925 г. в журнале «Красная новь» (1925. № 4) был напечатан рассказ «Корень». Затем последовали другие публикации. В одной из автобиографий Леонид Николаевич написал: «В период 1925–1926 гг. печатался в «Красной Нови», «Недрах», «Красной Ниве» и с тех пор живу исключительно литературным трудом» (Писатели ЦЧО. 1934. С. 5). 
 
 Л. Завадовский в своём доме за работой
    В Москве друг за другом выходят книги: «Полова» (1926), «Вражда» (1926), «Песнь седого волка» (1927 г.), «Железный круг» (1929) и др.
    В творчестве писателя можно выделить несколько главных тем: жизнь крестьян в послереволюционной России, жизнь сельской интеллигенции и «сибирские рассказы».
    Нередко, у писателя проскальзывает мысль о возвращении человека в лоно природы. Хорошо заметно это в рассказе «Корень», где главный герой говорит: «Дух не тот в городу – от этого корешки короткие. Как зеленя: то кустистые, глубокие, то так себе. Плюнь ты на всё, ступай в деревню, попашись годок-другой, всю болесть выкинет» («Рассказы, повесть». 1987. С. 117).
    Во многих произведениях описаны родные писателю усманские места, красота окружающей природы и не только. В повести «В зелёных кварталах» упоминается Песковатский лес и окрестные сёла. В рассказе «Соседи» речь идёт о набеге мамонтовцев на Усмань в период Гражданской войны. 
    Книги Л. Н. Завадовского были хорошо приняты читателями и критиками. Большой жизненный опыт, наблюдательность, природное чувство слова помогли писателю в этом. К творческому процессу он относился скрупулёзно, писал о том, что видел своими глазами или испытал. В рецензии на его рассказы, напечатанной в газете «Красная звезда» отмечалось: «Леонид Завадовский – очень интересный писатель. У него своё, особое, отличительное лицо. Он протаптывает собственную творческую дорогу, а не идёт по чужим следам» (Николаев К. «Гений русского рассказа». 2013. С. 94).
    Любимый формат писателя – рассказы и повести. Для его работ характерен чёткий и продуманный сюжет, лаконичные диалоги, отсутствие лишних деталей, суровость и простота описания. Язык его в меру простонародный, не перегруженный просторечными и диалектными словами. В то же время, прослеживается любовь к людям, понимание их проблем и чаяний, тонкое знание человеческой психологии. 
    Чтобы получить новые впечатления и вдохновение Л. Завадовский попросил у «Московского Товарищества писателей» командировку в Якутию. С апреля по октябрь 1929 г. он путешествовал по приискам Алдана.
    Итогом стал очерк «Золотой Край», представляющий собой путевые заметки. Фрагмент рукописи был опубликован «Русским журналом» (1930. № 10). Целиком же она так и не была издана – запрещена цензурой. Писатель переживал это очень болезненно.
    Обширный материал о жизни и труде золотодобытчиков Восточной Сибири и Якутии
 
 Дома у Завадовских. Слева направо П. Парфёнов, А. Новиков Прибой,
Л. Завадовский, В. Завадовская
вылился в книгу «Золото» (1935). Здесь писатель попробовал себя в жанре романа. Кроме того, вышел из привычной крестьянско-природной темы и сделал своими героями рабочих и инженеров. Язык произведения довольно сух, изобилует профессиональными терминами золотодобытчиков. 
    Пробовал себя писатель и в драматургии. Известны три пьесы Л. Завадовского. Одна из них – «О террористе» повествует о практике индивидуального террора, которую использовали «эсеры». Написана она в реалистической манере. Две другие пьесы: «О царе, мужике, рабочем» и «Великан» содержат элементы фантастики. 
    Завадовский поддерживал дружеские отношения и переписывался со многими литераторами, среди которых: Алексей Силыч Новиков-Прибой, Николай Алексеевич Задонский, Павел Георгиевич Низовой, Пётр Алексеевич Ширяев, Пётр Семёнович Парфёнов и др. 
    Н. И. Задонский вспоминал: «Сколько раз в ранние зимние сумерки гуляли мы с Леонидом Николаевичем по тихим усманским улицам и без конца говорили о литературных событиях, о новых книгах, делились мыслями о своих творческих замыслах» (К. Николаев «Гений русского рассказа». 2013. С. 62).
 
 Л. Завадовский с воронежским писателем Б. Песковым
    Иногда друзья писателя приезжали отдохнуть в Усмань. В такие моменты шумная компания заходила в гости к Завадовским. Посиделки проходили в тёплой и творческой атмосфере, обсуждались литературные проблемы. Нередки были и совместные походы на охоту. 
    Тем временем, в стране набирал обороты террор. В 1929 г. был арестован А. Воронский, попав под кампанию борьбы с «троцкистами». 16 сентября 1930 г. сотрудники местного отдела ОГПУ провели обыск в доме Завадовского. Следственное дело заведено не было, в этот раз всё обошлось.
Период 1933–1935 гг. – очень насыщенный и плодотворный для писателя. Его много печатали, и он приобрёл популярность в масштабах всей страны. 
    Постепенно начал вливаться в воронежскую литературную жизнь. Стал членом редколлегии журнала «Подъём». Участвовал в просветительской и общественной деятельности совместно с участниками местной писательской организации. Летом 1933 г. Леонид Николаевич много ездил по области с коллегами, выступал перед зрителями.
    В Воронеже был опубликован ряд его книг.
    В 1934 г. Завадовского приняли в Союз советских писателей. 
    В стране с 1936 г. началось новое наступление на идеологических противников Сталина. «Врагов» искали везде. Началось и «разоблачение классового врага на литературном фронте». На Завадовского, как бывшего «эсера», началось давление. 3 ноября 1936 г. правление Воронежского отделения Союза писателей СССР собралось для обсуждения работ писателя. Воронежские коллеги публично осудили его творчество. В газете «Коммуна» за 11 ноября 1936 г. появилась изобличающая статья «В стороне от жизни…». 
 
 Собрание воронежских писателей, 1936 г.
    Завадовский был подавлен: «Я даже не ожидал, как это будет неприятно – быть травимым целой группой людей… Я почти не работаю. Даже не почти что, а совсем не работаю с тех пор, как началась эта история. Я даже не собираюсь как будто бы больше работать» – писал он в письме своему другу П. Низовому (К. Николаев «Гений русского рассказа». 2013. С. 159). 
    Постепенно, однако, он успокоился и вернулся к занятию своим ремеслом. Начал трудиться над романом «Гнездо» и над повестью про сельскую учительницу. Были и другие творческие задумки. Между тем травля набирала обороты. В «Комсомольской правде» (1937. 16 марта) появилась уничижительная статья Ревекки Шпунт «Ещё одна писательская канцелярия», где несколько недобрых строк было посвящено и Завадовскому. Здесь прозвучали более серьёзные обвинения. Он уже «бывший эсер», «старый член бывшей литературной группы «Перевал», как известно, руководившейся троцкистом Воронским».
    Вскоре последовал арест нескольких писателей из бывшего «Перевала».
Время с конца 1937 по начало 1938 гг. Леонид Николаевич прожил замкнуто: почти не выходил из дома, не бывал в Воронеже. 
    2 февраля 1938 г. Л. Завадовский был арестован сотрудниками Усманского районного
 
 отделения НКВД. 21 февраля 1938 г. по обвинению в антисоветской агитации его расстреляли. Так оборвалась жизнь талантливого писателя.
Успел он написать не так уж и много: при жизни было издано восемнадцать его книг в Москве и три в Воронеже. Имелся и ряд публикаций в периодических изданиях. Несколько работ так и не увидели свет. Сохранились рукописные фрагменты некоторых из них. 
    Благодаря усилиям и хлопотам вдовы – Завадовского реабилитировали по Постановлению Президиума Липецкого областного суда от 22 марта 1958 г. Произошло это спустя двадцать лет после его трагической гибели.
Литератор был посмертно восстановлен в рядах членов Союза писателей СССР. Его книги снова стали выходить.
 
 В. С. Завадовская у своего дома в Усмани, 1973 г.
    В 1973 г. на 85-летие со дня рождения писателя в Усмани на фасаде дома по ул. Радищева, где он когда-то жил с семьёй была установлена памятная доска. На церемонии открытия присутствовала его вдова Варвара Сергеевна Завадовская. 
    9 апреля 2003 г. к 115-летию Леонида Николаевича старую доску заменили. Это стало возможно благодаря помощи усманского предпринимателя Е. Митникова. На чёрном мраморе выгравирован портрет литератора. 






Надпись гласит:
 
«В этом доме 
с 1918 по 1938 год 
жил и работал 
известный советский 
писатель Л. Н. Завадовский».



    В Усманском краеведческом музее имени Б. П. Княжинского в зале на втором этаже находится экспозиция, посвящённая жизни и творчеству писателя. 
 
 Зал, посвящённый Л. Завадовскому в Усманском краеведческом музее
    Она появилась в начале 90-х гг. XX в. В её разработке принимал деятельное участие С. М. Лёвин, бывший в то время директором музея. Материалы собирались постепенно.
    Некоторые вещи были переданы женой писателя, но большая часть поступила в 1975 г., после её смерти.
Основа выставки – экспонаты из личного фонда Завадовского: фотографии, документы, письма, рукописи некоторых произведений, в том числе и неопубликованных. Имеются здесь и акварели Леонида Николаевича и изданные при жизни книги писателя. 
    В 2013 г. в Воронеже Николаев Кирилл Борисович издал подробную творческую биографию литератора (К. Николаев «Гений русского рассказа». 2013. 221 [2] с.).
 

    Литература

• Завадовский, Л. Н. Золото : роман / Л. Н. Завадовский. – Воронеж : Областное книгоиздательство, 1935. – 326, [2] с.
• Завадовский, Л. Н. Песнь седого волка : рассказы / Л. Н. Завадовский ; вступ. ст. А. Саранцева. – Воронеж : Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1968. – 229 с. 
• Завадовский, Л. Н. Рассказы, повесть / Л. Н. Завадовский ; вступ. ст., сост. Д. С. Комякова, худож. Л. А. Клочков. – Воронеж : Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1987. – 334 с. – (Отчий край). 
• Завадовский, Л. Н. Повести / Л. Н. Завадовский ; вступ. ст. О. Королёва. – Усмань : Редакция газеты «Новая жизнь», 2006. – 352, [1] с., [1] л. ил. : ил. – (Зов малой родины).
***
• Меньшикова, Э. Крестный путь, голгофская дорога : судьбы писательские / Э. Меньшикова. – Усмань : Редакция газеты «Новая жизнь», 2006. – 255 с. : ил. – (Зов малой родины). 
• Фёдоров, М. Дела воронежские : [о писателях: Мандельштаме, Завадовском, Луткове] // Дон. – 2009. – № 3–4. – С. 226–248.
• Солопова, Н. Е. Творчество Л. Н. Завадовского : художественно-философская специфика «Таёжного цикла» // Вестник Тамбовского университета. – Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – Т. 20, вып. 11. – С. 198–204.
• Дьяков, Д. Человек-волк : [о писателе Л. Завадовском] // Мысли. – 2018. – № 2. – С. 37–39 : ил. – Приложение к журналу «Подъём».
• Солопова, Н. Е. «Слом повседневности» в прозе Л. Н. Завадовского 1920–1930-х гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2016. – № 5, ч. 1. – С. 54–59.