Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Персоналии

Васильев Борис Львович

1924 - 2013


    Борис Львович Васильев (21.05.1924–11.03.2013) – прозаик, драматург, киносценарист, публицист, член Союза кинематографистов (1960), член Союза писателей СССР (1972), лауреат премии Ленинского комсомола (1974), Государственной премии СССР (1975), премии Президента РФ в области литературы и искусства (1999) и ряда других премий и наград. Почётный гражданин Смоленска (1994). 
    Б. Л. Васильев удостоен орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999), II степени (2004) за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы. 
    Б. Васильев родился в Смоленске. Его отец Лев Александрович Васильев (1892–1968) – кадровый офицер царской, а впоследствии Красной и советской армии, мама Елена Николаевна Алексеева (1892–1978) была из старинного дворянского рода. 
    Из-за службы отца они часто переезжали. Л. А. Васильева за несколько лет до начала Великой Отечественной войны перевели на службу в Воронеж в управление военных сообщений Юго-Восточной железной дороги. 
    Увлечение историей и литературой у Бориса Васильева было с детства. В семье много читали.
    В автобиографической повести «Летят мои кони…» Б. Васильев вспоминал о школьных годах в Воронеже: «<…> …мне наконец-таки повезло с учительницей русского языка: это была Мария Александровна Морева. С её помощью в 7-м классе мы начали выпускать литературный журнал объёмом в две ученические тетради. Мы – это Коля и я. Коля писал стихи и поэмы с продолжением «в след. №» и подписывался «ОЛЕГ ГРОМОСЛАВЦЕВ». Я строчил рассказы о гражданской войне, Африке и Испании, которые подписывал ещё более звучно: «И. ЗЮЙД-ВЕСТОВ». … В отличие от меня, Коля совсем не стремился писать о том, чего не ведал, и одно его стихотворение было напечатано в воронежской молодёжной газете: его передала туда Мария Александровна. И я до отчаяния завидовал Кольке…
    …Его звали Николаем Петровичем Плужниковым, у него была сестра Вера, и я назвал его именем одного из первых своих героев – героя романа «В списках не значился». Мне необходимо было положить свой венок на могилу самого близкого друга моего…
    В воскресенье 22 июня 1941 года я с Колей и ещё с двумя ребятами из нашего класса бежали купаться на реку Воронеж. На углу Комиссаржевской и Энгельса нас застигла гроза; ближе всего оказался навес над подъездом бывшей нашей – она была неполной, то есть семилеткой, а мы уже учились в девятом… Мы спрятались под ним и громко вопили от восторга перед ливнем, громом и молниями. А потом открылась дверь, и вышел директор Николай Григорьевич, которого мы когда-то так боялись. Лицо его было серым. “Мальчики, – сказал он. – Война, мальчики”. А мы заорали “ура!”. Из четырёх семнадцатилетних парнишек, глупо оравших “ура!” в день начала Великой Отечественной войны, в живых остался я один. 
    В той самой школе, в которой мы с Колей выпускали рукописный журнал и на крыльце которой нам суждено было встретить войну, произошло ещё одно событие, не менее для меня важное. Актёр Молодого … театра Миша (фамилию я, к сожалению, забыл) организовал драмкружок. Кружок осилил всего один спектакль – «Юбилей» Чехова, где я играл Шипучина. Затем Миша исчез, кружок распался, но вскоре меня вызвала учительница немецкого языка Анна Яковлевна Цвик. Я приуныл, полагая, что дело касается моих успехов, но Анна Яковлевна предложила тайком подготовить спектакль по какой-то одноактовой пьесе на два лица «про шпионов». Мы стали репетировать то в пустых классах, то на дому и неожиданно для всех сыграли спектакль. Успех был феерическим, нас приглашали в другие школы, и я ходил задравши нос. И в какой-то из школ нас увидел знаменитый воронежский актёр Папов; после спектакля он говорил со мной и пригласил на генеральную репетицию. Был «Гамлет» (о нём много писали тогда), и я ошалел не только от Гамлета, но и от атмосферы репетиции, от собственного присутствия не в качестве зрителя, а в качестве приглашённого, то есть почти своего, театрального человека. Пустяк? Да, но с этого пустяка началась моя особая влюблённость в театр, которую я пронёс сквозь войну, ученье, работу на заводах…». (Васильев Б. Собрание сочинений в 8 т. Т. 1. Летят мои кони. Смоленск, 1994. С. 40–42). 
    Семилетку Борис Васильев закончил в Воронеже в 1939 г. По окончании 9-го класса тогдашней школы № 5, в семнадцать лет, в июле 1941 г., он ушёл добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона. 
    Батальон направили под Смоленск, где Б. Васильев попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 г., потом был в лагере для перемещённых лиц, где проверяли всех «окруженцев». Он сам пожелал стать курсантом кавалерийской, а потом пулемётной полковой школы. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку. В марте 1943 г. под Вязьмой состоялась высадка воздушного десанта, где Васильев получил тяжёлую контузию на минной растяжке и попал в госпиталь. После ранения Б. Васильева демобилизовали из действующей армии и осенью 1943 г. направили на учёбу в Военную академию механизации и моторизации РККА имени И. В. Сталина, которую окончил по специальности военного инженера-испытателя. Работал на Урале, демобилизовался из армии в 1954 г. в звании капитана. 
    Об этом периоде своей жизни писатель вспоминает в мемуарах «Век необычайный».
     
   Б. Васильев в разные годы жизни  
 
    Литературным дебютом Б. Л. Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954), посвящённая смене поколений в послевоенной армии страны.
    Окончил студию при Госкино СССР. По сценариям Васильева поставлены художественные фильмы: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960). В 1971 г. на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широкую известность в СССР. 
    Первое прозаическое произведение Бориса Васильева, повесть «Иванов катер», была принята к публикации А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир» в 1967 г., опубликована в 1970. Повесть была экранизирована режиссёром М. Д. Осепьяном в 1972 г., но картину «положили на полку» и в прокат она вышла только в 1987 г.
    По мотивам произведений Б. Васильева сняли 15 полнометражных кинофильмов.
    Наибольшую известность писатель приобрёл в 1969 г. после публикации в журнале «Юность» повести «А зори здесь тихие…». Это произведение получило восторженные отклики читателей и критики. В 1971 г. повесть была инсценирована в театре на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х гг. Одноимённый художественный фильм снят режиссёром С. И. Ростоцким в 1972 г. 
    Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в произведениях: «В списках не значился» (1974), «Ветеран» (1976), «Встречный бой» (1979), «Великолепная шестёрка» (1980), «Вы чьё, старичьё?» (1982), «Завтра была война» (1984), «Неопалимая купина» (1986) и других. 
    Многие считают, что в книге «Завтра была война» Васильев описал события, происходящие именно в Воронеже. В повести рассказывается об учениках 9-го «Б», их взрослении и становлении, любви и дружбе, первом серьёзном выборе. В 1941 г. он ушёл на фронт. А его товарищи стали прообразами героев повести. Хотя название провинциального города не указано, но внимательный читатель может найти реалии, однозначно напоминающие воронежские. 
    Б. Л. Васильев оставил незаурядное художественное и духовно-нравственное наследие: «Не стреляйте белых лебедей» (1973), «Самый последний день» (1970), «Неопалимая купина» (1986), «Были и небыли» (1977–1980), «Вам привет от бабы Леры» (1988), «И был вечер, и было утро» (1989), «Дом, который построил Дед» (1993); серия исторических романов о древней Руси: «Вещий Олег» (1996), «Александр Невский» (1997), «Ольга, королева русов» (2001), «Князь Святослав» (2006), «Владимир Красное Солнышко» (2007), «Государева тайна» (2009), «Владимир Мономах» (2010) и многие другие издания – с лучшими традициями русской словесности и высокой нравственности – наиболее ценных качеств нашего национального характера.
    Неоднократно издавались собрания сочинений Б. Л. Васильева: в восьми томах (1994, 2014), в двенадцати томах (2012) и др.
    Борису Васильеву принадлежит множество публицистических произведений, тематически охватывающих самые разные стороны российской жизни.
    Пьесы по произведениям Васильева успешно шли на многих сценах страны, в том числе и воронежских театров. В Воронежском драматическом театре были поставлены следующие спектакли по произведениям Б. Л. Васильева: «А зори здесь тихие…» (1972. Режиссёр В. И. Соловьёв, художник Е. Г. Брежнев), «В списках не значился» (1985. Режиссёр А. Т. Кузнецов, художник Н. И. Гапонова, музыкальное оформление Е. П. Ткачёвой).
    В конце 1970-х гг. Б. Л. Васильев приезжал в Воронеж на встречу с одноклассниками, тогда же виделся с бывшей учительницей А. Я. Цвик. 
    Скончался 11 марта 2013 г. в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище.
    Творчеству и жизни писателя полностью посвящён один из номеров журнала «Литературная учёба» за 2014 г. (Сентябрь – октябрь. № 5).
    В Воронеже на здании школы № 28 (бывшей № 5), где учился Б. Васильев, в память о писателе установлена мемориальная доска (2014).
 

    Литература

• Васильев Б. Л. Век необычайный / Б. Л. Васильев. – Москва : Вагриус, 2003. – 240 с., [8] л. ил. – (Мой 20 век). 
• Васильев Б. Летят мои кони… : повесть о своём времени // Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. Повести и рассказы / Б. Васильев. – Смоленск, 1994. – С. 4–80.

***
• АнчиполовскийЗ. Я. Кольцовский академический. – Воронеж, 2002. – С. 272, 274–276, 293.
• Воронежец Борис Васильев // Созвучие поколений / А. М. Дегтярёв, С. Я. Чабан, Г. Л. Коротких. – Воронеж, 2011. – С. 9–16.
• [Борис Васильев] // Наша школа : к 100-летнему юбилею воронежской школы № 28. – Воронеж, 2012. – С. 54.
• Ласунский О. Г. Литературная прогулка по Воронежу. – Воронеж, 2012. – С. 185–186.
• Бунеев А. «Значит, нужные книги ты в детстве читал» : памяти Бориса Васильева // Воронежский телеграф. – 2013. – Март (№ 159). – С. 3. – (Прил. к газ. «Воронеж. курьер»).
• Межевитин В. Писатель с воронежской биографией : памяти Бориса Васильева // Воронеж. неделя. – 2013. – 10–16 апр. (№ 15). – С. 11.
• Замшев М. В списках значится : 21 мая исполнилось бы 90 лет Борису Васильеву // Литературная газета. – 2014. – 21–27 мая (№ 20). – С. 1, 4.