Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Персоналии

Бабель Исаак Эммануилович

1894 - 1940


 
Портрет И. Бабеля. 1939 г. Художник Арам Ванециан
    Бабель (настоящая фамилия Бобель) Исаак Эммануилович (30.06.(13.07).1894, Одесса – 27.01.1940, Москва), прозаик, драматург, переводчик, очеркист.
    Родился в еврейской купеческой семье. Окончил Одесское коммерческое училище и Киевский коммерческий институт, параллельно учился на юридическом факультете Петроградского психоневрологического института, который не закончил. 
    В конце 1-й мировой войны был солдатом на румынском фронте, в Гражданскую войну (до ноября 1920) – корреспондент газеты «Красный кавалерист» 1-й Конной армии. Работал сотрудником Народного комиссариата просвещения, типографским служащим, репортёром, участвовал в продовольственных экспедициях в голодающее Поволжье. Подолгу жил за границей. 
   
Ордер на арест и обыск И. Бабеля  
    15 мая 1939 г. И. Бабель был арестован и, обвинённый в антисоветской террористической деятельности, расстрелян 27 января 1940 г. Прах писателя захоронен в Общей могиле № 1 Донского кладбища. 
И. Бабель печатался немного, но много писал, что видно по количеству изъятых у него при аресте рукописей (24 папки), которыё так и не увидели свет.
    В 1954 г. посмертно реабилитирован, при активном содействии К. Паустовского, оставившего о нём тёплые воспоминания. В течение почти 20 лет произведения Бабеля в СССР не печатались, те, что были в библиотеках – изъяты. Он вернулся в литературу в 1957 г., когда было издано «Избранное» с предисловием И. Г. Эренбурга, который назвал Исаака Бабеля одним из выдающихся писателей XX в., блестящим стилистом и мастером новеллы. 
    Он был одним из самых зорких советских писателей, остро чувствовавших трагические изломы времени. Бабель запечатлел на страницах своих книг наиболее сложные, требующие неоднозначных подходов, периоды в биографии страны – революцию, Гражданскую войну, коллективизацию.
    Всего И. Бабелем написано около 80 рассказов, объединённых в сборники: «Конармия» (1926), «Еврейские рассказы» (1927), «Одесские рассказы» (1931); две пьесы: «Закат» (1927) «Мария» (1935); цикл статей «Дневник» (1918); серия очерков «На поле чести» (1920) и пять киносценариев. 
    Мастер короткого рассказа, Бабель стремится к лаконизму и точности, сочетая в образах своих персонажей, сюжетных коллизиях и описаниях огромный темперамент с внешним бесстрастием.
   
    Цикл рассказов «Конармия» стал заметным событием литературной жизни первого послереволюционного десятилетия. Они оказались в явном контрасте с революционной риторикой того времени, создававшей героические мифы о красноармейцах. Рассказы цикла писались автором в 1920–1937 гг. (бо́льшая их часть – до 1925 г.).
    Книга состоит из 38 коротких рассказов, являющихся зарисовками жизни и быта 1-ой Конной армии, объединённых едиными героями и временем повествования. В книге в довольно жёсткой и неприглядной форме показаны характеры бойцов революции, их необразованность и жестокость, которые ярко контрастируют с характером главного героя – образованного корреспондента Кирилла Лютова, образ которого довольно тесно связан с образом самого Бабеля. 
    В одном из рассказов, написанным в 1920 г. («Письмо») автор глазами своего героя передаёт впечатления от посещения г. Воронежа: 
    «... И наша бригада получила приказание идти в город Воронеж пополняться, и мы получили там пополнение, а также коней, сумки, наганы и всё что до нас принадлежало. 
    За Воронеж могу вам описать, любезная мама Евдокия Фёдоровна, что это городок очень великолепный, будет поболе Краснодара, люди в ём очень красивые, речка способная до купанья. Давали нам хлеб по два фунта в день, мясо полфунта и сахару подходяще, так что, вставши, пили сладкий чай, то же самое вечеряли и про голод забыли, а в обед я ходил к брату Семён Тимофеичу за блинами или гусятиной и опосля этого лягал отдыхать...» (Проза; Драматургия. Москва, 2000. С. 149). 
    Проявилась в рассказах и любовь писателя к лошадям, знание их характера и повадок (например, «Начальник конзапаса», «История одной лошади», «Аргамак»). На рассказах отразились впечатления писателя от его поездок в Подмосковье (с. Молодёново, где разводили лошадей) и в Воронежскую губернию (село Хреновое Бобровского уезда, где был знаменитый конный завод по разведению Орловских рысаков). В последнем И. Бабель бывал в июле – начале августа 1925 г., в сентябре 1926 г. и в апреле 1929 г. 
    О своём пребывании с И. Бабелем в селе Хреновое вспоминает его гражданская жена актриса Тамара Владимировна Каширина (Иванова) в своих заметках «Глава из книги»: 
    «Встреча наша в Хреновом была для обоих радостной. Когда глубокой ночью я спрыгнула с площадки товарного вагона и попала в объятия встречавшего меня Исаака Эммануиловича, то была воистину на седьмом небе.
    Мы жили в Хреновом в чистеньком домике на опушке дивного соснового бора, по которому с упоением бродили. Я старалась «не дышать» или уходить, когда Исаак Эммануилович что-либо записывал или размышлял. А чтобы не мешать «лошадиной проблеме», я постаралась в неё включиться. Пересилила свой страх перед лошадьми и начала ездить на беговых дрожках (занятие, надо сказать, никак не женское), но у меня не было брюк. Пришлось ездить в костюме Исаака Эммануиловича, и костюм от этого сильно пострадал, что не могло не огорчить Бабеля (у него было всего-навсего два костюма, и то, что один из них вышел из строя, было немаловажной неприятностью).
    Но, в общем-то, мы жили в Хреновом необыкновенно дружно и, казалось бы, наконец-то обрели полное счастье.
    Однако не прошло и десяти дней, как Бабеля вызвали телеграммой в Москву на кинофабрику. Я была смертельно разочарована его готовностью уехать. Звёздной ночью мы сидели на лавочке возле нашего дома. Я плакала. А он разводил «турусы на колёсах» и уговаривал меня подождать его в Хреновом. Я не согласилась (столько-то ума у меня хватило) и поехала с ним вместе в Москву». (Октябрь. 1992. № 5. С. 197–198).
    Настроение писателя, обстановка в Хреновом переданы и в его письмах к Т. В. Кашириной (Ивановой) и критику, журналисту В. П. Полонскому (1886–1932).  



Литература

• Бабель И. Э. Конармия : [сборник] / И. Э. Бабель. – Мурманск : Кн. изд-во, 1989. – 271, [1] с. : ил.
• Бабель И. Э. Конармия ; Рассказы ; Пьесы / И. Э. Бабель. – Санкт-Петербург : Кристалл, 1998. – 608 с. – (Библиотека мировой литературы).
• Бабель И. Э. Проза ; Драматургия / И. Э. Бабель. – Москва : Слово, 2000. – 695 с. – (Пушкинская библиотека).
• Бабель И. Э. Собрание сочинений : в 4 т. / И. Э. Бабель ; [сост., авт. примеч., авт. вступ. ст. И. Н. Сухих]. – Москва : Время, 2006 – 4 т.

***
• Воспоминания о Бабеле : [сборник] / [сост.: А. Н. Пирожкова, Н. Н. Юргенева]. – Москва : Кн. палата, 1989. – 333, [2] с. : ил.
• Иванова Т. Глава из книги : воспоминания, письма И. Бабеля // Октябрь. – 1992. – № 5. – С. 183–207 ; № 6. – С. 183–207 ; № 7. – С. 161–186.
• Дьяченко В. Дом Бабеля в Хреновом // Время действия – наше время : сб. произведений журналистов газ. «Коммуна» / ред.-сост. В. Силин. – Воронеж, 2000. – С. 33–35.
• Крумм Р. Исаак Бабель : биография : [пер. с нем.] / Р. Крумм. – Москва : Фонд первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008. – 205, [2] с.
• Бабель // Воронежская историко-культурная энциклопедия : персоналии / гл. ред. О. Г. Ласунский. – Изд. 2-е, доп. и испр. – Воронеж, 2009. – С. 36.
• Шенталинский В. А. Прошу меня выслушать. Исаак Бабель // Рабы свободы : док. повести / В. А. Шенталинский. – Москва : Прогресс-Плеяда, 2009. – С. 9–96.
• Пирожкова А. Н. Я пытаюсь восстановить черты : [о Бабеле – и не только о нём] : воспоминания / А. Н. Пирожкова ; [сост., вступ. ст., примеч. и общ. ред. А. Малаева-Бабеля]. – Москва : АСТ, 2013. – 605 с., [24] л. ил.