Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Персоналии

Евсеенко Иван Иванович

1943 - 2014


    Евсеенко Иван Иванович (2.08.1943–12.12.2014) – писатель, прозаик, член Союза писателей СССР (1976), заслуженный работник культуры РФ (1999).
    Родился в селе Займище Щорского (с 2016 г. Сновского) района Черниговской области Украинской ССР (ныне Украина). Работал учителем в родном селе, корреспондентом районной газеты в Калининградской области. В 1965–1968 гг. И. Евсеенко учился в Курском педагогическом институте, затем в Литературном институте имени Горького (в семинаре Сергея Залыгина), по окончании которого в 1973 г. приехал в Воронеж.
    Иван Евсеенко пробовал себя как поэт, начиная с 1960 г. его стихи печатались в районных и областных газетах Черниговской, Курской и Калининградской областей.
Широкому читателю И. Евсеенко известен как прозаик. В 1965–1968 гг. он написал цикл коротких притчевых рассказов, впервые опубликованных в 1969 г. в коллективном сборнике Центрально-Чернозёмного книжного издательства «Литературные новинки».
    Значительную часть своей жизни И. И. Евсеенко провёл в Воронеже и здесь написал большинство своих произведений. В 1973–1997 гг. возглавлял отдел прозы журнала «Подъём», был главным редактором журнала в 1997–2006 гг.
    Его многочисленные рассказы и повести публиковались в журналах: «Новый мир», «Наш современник», «Москва», «Смена», «Север», «Дон», «Роман-газета» и других.
В различных издательствах (Центрально-Чернозёмное, им. Е. А. Болховитинова, Молодая гвардия, Современник, Река времени и др.) издано более двадцати книг писателя. Некоторые произведения И. Евсеенко переведены на различные языки –
 
 И. Евсеенко в селе Займище
дарит книги землякам
белорусский, болгарский, казахский, немецкий, польский, украинский, французский.
   Сам писатель причислял себя к так называемым «деревенщикам», представителям «деревенской прозы» – направления в русской литературе, связанного с обращением к традиционным ценностям в изображении жизни современного села. Его рассказы и повести, «Заря вечерняя» (1979), «Крик коростеля» (1979) и многие другие знакомят читателей со своеобразным, ярким, живым миром русской деревни.
    Своеобразный колорит прозы И. Евсеенко – сочетание социальной ориентированности книг с тонким и проникновенным лиризмом, соединение сатирического начала с лирико-эпическим, умение передавать «смех сквозь слёзы»: «По щучьему велению» (1976), «За тридевять земель» (1976), «Богодуховские трубадуры» (1988), «Однодворец Калашников» (1987), «Петушиные дворики» (1990).
    Литературный критик С. Чупринин писал о повести «Однодворец Калашников»: «И что это вообще за сатира такая, где злость, не успев разогреться, уступает место добродушной усмешке, лукавство путает чёткие формулы обвинительного заключения, а ненависть ко злу и неправде явно пасует перед тихой смутной печалью».
 
 Воронежские писатели
И. Евсеенко (стоит), В. Попов,
Е. Новичихин, В. Будаков.
 Иван Евсеенко (сидит) и поэт Анатолий Ионкин
    В литературной критике отмечали самобытный язык писателя, присущий ему литературный стиль отличался вниманием к деталям окружающего мира. Иван Евсеенко любил предметы, которых коснулась рука мастерового человека, он мог уделять описанию житейских мелочей несколько страниц повествовательного текста. Интерес к подробностям крестьянского быта позволял уловить и передать аромат уходящей натуры в первозданном виде.
    Активная жизненная позиция – основа многих произведений автора. Писатель поднимал серьёзные нравственные проблемы, критиковал несовершенства бюрократической государственной системы, что нравилось далеко не всем. Трудной была издательская судьба повести «Шапка Мономаха» (1979), в которой писатель коснулся запретной в то время темы выборов, избирательной системы в СССР. По цензурным ограничениям её не печатал ни один литературно-художественный журнал, повесть увидела свет только в 1982 г.
    В литературном наследии писателя большое место занимала борьба с беспамятством. Обращение к исторической памяти один из атрибутов творческого метода И. Евсеенко. В его произведениях часто затрагивалась тема войны и послевоенное детство сверстников. Анализируя жизненный опыт целого поколения, писатель давал коллективный портрет своего современника, начиная с истоков. В автобиографическом повествовании «Дети войны» (1983) отсутствуют вымышленные герои и эпизоды, автор рассказывал о том, что сам пережил мальчишкой в первые послевоенные годы. Как, например, в рассказе «Петька». Часто событием в его прозе
 
 
И. И. Евсеенко
становится воспоминание, в котором сквозит сожаление об ушедшем времени и утраченном укладе жизни.    Повесть «Родительский дом» (1997), в сущности, мемуары, рассказ о послевоенном времени: про мать, овдовевшую в 22 года, про бабку Марью и другую родню, про председателя и трудности деревенской жизни.
    Действующие лица его произведений часто сталкиваются с серьёзными испытаниями, с достоинством переживают горе, стойко переносят удары судьбы – смерть близких, опустошение родного края, конфликт с обществом. В цикле рассказов «Трагедии нашего времени» (2003) на примерах судеб соотечественников, простых русских людей в сжатой, ёмкой форме (как в рассказе «Старая фотография»), порой почти документально показан сложный период 1990-х годов.
    Анализируя основные тенденции в развитии современного общества, И. Евсеенко не мог не коснуться темы противостояния части общества официальной идеологии. В романе «Забытое время» (1999) прослежена судьба трёх поколений русских людей, «детей войны» Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной. Впервые в своём творчестве писатель предпринял попытку осмыслить истоки и причины такого сложного явления, как диссидентство.
    В пору зрелого творчества писателя всё больше интересовали лучшие проявления русского национального характера. Он определял православную веру и патриотизм, как фундаментальные характеристики души русского человека. Наиболее заметны в этом ряду повести «Пока печалятся колокола» (1996), «Паломник» (2002), «Отшельник» (2004), «Затаив дыхание» (2008), «Дмитриевская суббота» (2012), «Нетленный солдат» (2012), «Пётр и Февронья» (2013). В «Паломнике» развёрнута сюжетная метафора: жизнь всякого человека – паломничество к святыням, путь к Богу. Испытания в дороге к киевским святыням, выпавшие на долю фронтовика Николая Петровича, способствуют его духовному перерождению: «…чувствовал, как Божья благодать овладевает всем его существом, оставляя в живых одну только его душу».
    Познакомившись с рассказами и повестями писателя, Валентин Распутин высказался так: «Мысли о русской и славянской душе, о её особенностях и питающих её корнях невольно приходят в голову, когда читаешь прозу воронежского писателя Ивана Евсеенко. Задумываясь над его героями, убеждаешься в том, что внешние, временные обстоятельства могут её, душу народную, накренить в ту или иную сторону, но не могут искоренить её основу, которая в сущности, в главном остаётся такой же, какой она была и сто и двести лет назад».
    В 2014 г. в первом полугодии журнала «Дон» опубликован роман И. Евсеенко «Разрыв», а в четвёртом номере «Подъёма» – повесть «Трясина».
    Произведения Ивана Евсеенко снискали ему широкую известность в нашей стране и востребованы современным читателем. Его творчество отмечено региональными премиями: Василия Кубанёва (Воронеж, 1978), И. Бунина (Орёл, 1995), А. Платонова (Воронеж, 1999), тургеневской премии «Бежин луг» (Тула, 2004), В. Шукшина (Барнаул, 2009), И. Шмелёва (Нижний Новгород, 2011), премии журнала «Наш современник» (2012), «Прохоровское поле» (Белгород, 2013).
    К 75-летию со дня рождения И. Евсеенко в «Подъёме» (2018. № 7) напечатана повесть «Поющие пески».
 

    Литература

•  Золотцев С. Не будет последнего дня // Подъём. – 2008. – № 8. – С. 181–185.
•  Бобрицких Л. Я. Образ провинциальной власти в повести И. Евсеенко «Шапка Мономаха» // Воронежский текст русской культуры : к 70-летию профессора Т. А. Никоновой / Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж, 2011. – С. 169–176.
•  Дьяков Д. Литературный крест // Время культуры. – 2013. – Май (№ 27). – С. 19. – Рец. на кн.: Евсеенко И. И. Затаив дыхание... : повести / И. И. Евсеенко. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2013. – 512 с.
•  Никитин В. Сердце земли // Подъём. – 2013. – № 7. – С. 219–222.
•  Новичихин Е. Память и беспамятство : (о повести «Дмитриевская суббота») // Подъём. – 2013. – № 7. – С. 223–227.
•  Евсеенко И. Жить в сострадании к людям : [беседа с писателем в день его 70-летия / записала Т. Быба] // Коммуна. – 2013. – 2 авг. – С. 5.
•  Боева Д. «Деревенщик» второго поколения // Берег. – 2014. – 22 янв. – С. 23.
•  Высотин А. Реалии сокровенного слова (размышления о «провинциальной» прозе) : [И. Евсеенко и В. Богушев] // Подъём. – 2014. – № 5. – С. 189–200.
•  Жидких А. Чистого слога слуга : ушёл из жизни воронежский писатель Иван Евсеенко // Берег. – 2014. – 16 дек. – С. 31.
•   Рыбас С. Эпитафия : [Иван Евсеенко : некролог] // Литературная газета. – 2014. – 17–23 дек. (№ 50). – С. 4.
•  Евсеенко И. (младший). Время сажать берёзы : [воспоминания об отце – писателе И. Евсеенко] // Коммуна. – 2015. – 29 дек. – С. 4.
•  Новичихин Е. Радетель русского слова // Штрихи. Воронежские писатели второй половины XX века: Воспоминания. Очерки. Публикации / Е. Новичихин – Воронеж, 2015. – С. 32–49.
•  Краснякова М. С. О трансформации паломнического сюжета (на материале повести И. И. Евсеенко «Паломник») // «Воронежский текст» русской культуры: страницы истории и современность / Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж, 2015. – Вып. 3. – С. 78–83.
• Новичихин Е. Радетель русского слова. Иван Евсеенко // Подъём. – 2021. – № 1. – С. 102–110 : портр. – В ст.: Три редактора.