Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Персоналии

Исаев Егор Александрович

1926 - 2013


    Егор Александрович Исаев (2.05.1926–8.07.2013) – русский поэт, переводчик и публицист, лауреат Ленинской премии (1980), Герой Социалистического Труда (1986). Почётный гражданин Воронежской области (2000).
    Родился в селе Коршево Бобровского района Воронежской области в семье сельского учителя. Учился в школе, построенной на средства книгоиздателя А. С. Суворина
    Осенью 1943 г. призван на фронт. Служил в составе войск Народного комиссариата внутренних дел СССР, на Кавказе в Пограничных войсках, затем в действующей армии, участвовал в Берлинской наступательной операции. Вспоминая дымящиеся развалины освобождённых городов, написал балладу «На памяти – Варшава». 
    После окончания Великой Отечественной войны несколько лет служил в Чехословакии,
 
 Австрии, Венгрии в составе Центральной группы войск. В дивизионной газете «На разгром врага» впервые были напечатаны его стихи и заметки, в этот же период Исаева переводят в газету «За честь Родины», где он был корректором. 
    В 1950 г. демобилизован, поступил в Литературный институт имени А. М. Горького, который окончил в 1955 г. 
    Работал в издательстве «Советский писатель», в 1981 г. избран секретарём правления Союза писателей СССР. В 1986 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда за большие заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность. Егор Исаев – кавалер двух орденов Ленина, награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», Отечественной войны II степени и медалями. Лауреат премий: Союза писателей СССР и им. А. А. Фадеева, Министерства обороны СССР и др.
 
    Е. А. Исаев – поэт-патриот, символ советской поэзии. Из-под его пера вышли многочисленные поэтические произведения, лирические и гражданские стихи. 
    С начала 1960-х Егор Александрович плодотворно работал в жанре философской поэмы. Первая – «Лицом к лицу» напечатана в 1951 г. в альманахе «Литературный Воронеж» (в 1953 г. под названием «Над волнами Дуная» появился её окончательный вариант).
    В 1962 г. им написана философско-антифашистская поэма «Суд памяти», благодаря которой имя автора стало широко известным. В произведении поставлены вопросы о личной ответственности каждого человека за поступки, имеющие общественное значение, объединены повествовательные, лирические, философско-публицистические и психологические начала. Художественное значение поэмы намного шире её эпического сюжета – истории Германа Хорста, одного из тех немецких солдат, что слепо следовали воле Гитлера. 
    Значителен в поэме и аллегорический образ исторической памяти, «безграничности памяти» о Великой Отечественной войне: 
«Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да, вы скажете. 
Неверно!
Они кричат, пока ещё стучат
Сердца живых и осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь, а в нас.
За нас кричат, особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз,
И прошлое толпится за плечами.

Они кричат, когда покой, 
Когда
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Они кричат и будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля с пятью материками.

Великая! 
Она летит во мгле,
Ракетной скоростью 
До глобуса уменьшена. 
Жилая вся. 
И ходит по Земле
Босая Память – маленькая женщина.
Она идёт, переступая рвы, 
Не требуя ни визы, ни прописки.
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.

Её шаги неслышны и легки,
Как ветерки на травах полусонных.
На голове меняются платки –
Знамёна стран, войною потрясённых».

    В центре «Даль памяти» (1976) – историческая судьба русского народа. События
   
 Суд памяти: поэма. Москва, 1963. (Библиотека журнала  «Огонёк».  № 33)  «Даль памяти.
Суд памяти»
 выстроены, как единый диалог, который ведёт поэт и с самим собой, и со своими земляками, со своим поколением, с прошлым, с историей страны. Потомок крестьян, автор утверждает, что матерью всех самых современных городов является деревня, поэтизирует красоту крестьянской жизни и труда. В поэме присутствуют образы-символы «кремень-слезы», «реки-труда», через которые проявляется многоголосие толпы:
«Ведь как мы жили –
Сердце каменело,
А ей-то как – слезе – не каменеть!».
    Образ впечатляющей силы этих произведений, как мёртвая земля в «Суде памяти», «кремень-слеза» в «Дали памяти», несут в себе черты обобщения, свойственного поэзии Е. Исаева. Обе поэмы в 1980 г. были удостоены Ленинской премии.
    О неповторимости творчества Исаева писал известный советский критик и литературовед 
 
Юрий Прокушев (1920–2004): «<…> Мне доводилось и ранее слушать Егора Исаева, выступать вместе на литературных вечерах. И должен честно признаться, никого не обижая, не было на этих вечерах равного Егору Исаеву. Он покорял и аудиторию, и нас – его сотоварищей, непревзойдённым чтением своих стихов, в высшей степени эмоционально-естественным, органичным и правдивым, лишённым какой-либо фальши, досадного актёрского наигрыша, авторского самолюбования. Доводилось мне слышать и читать ранее и те главы «Дали памяти», которые были написаны и опубликованы до «Кремень-слезы». Но в тот вечер, когда Егор Исаев прочитал впервые всю «Кремень-слезу», я, слушая его, подумал, что на этот раз он, пожалуй, превзошёл самого себя. <…> Только такой поэт, для которого всё важно, всё значительно, всё непреходяще-интересно и дорого в жизни, истории, традициях, быте, обычаях его народа, и мог создать «Кремень-слезу». Он вложил в неё самые светлые, самые радужные, самые смелые, самые честные и справедливые, самые выстраданные и сокровенные думы, мысли, чувства. <…> По существу, «Кремень-слеза» – это не глава, а самостоятельная поэма. <…>». (Прокушев Ю. Л. Живой лик России: раздумья критика. Москва, 1985. С. 185, 186).
    О творческих и житейских особенностях Исаева в очерке «Бежит дорога» написал поэт Валентин Сорокин: «Интересно читать Егора Исаева, интересно его слушать. Яростный, вдохновенный – он зажигает свет своей страстностью, неординарностью размышлений. Нет в нём размеренности, боязни «израсходоваться» <…> Жесты – резкие, пламенные,
 
 голос – рокочущий, сильный. Вот Егор Исаев читает поэму «Суд памяти». Читает увлечённо, с полной уверенностью, что так и надо читать поэму, говорящую нам о страшной войне. <…> Егор Исаев интересен. Мысль его всегда опирается на конкретную жизнь и в устах поэта, по мере накала, начинает гореть, сверкать остроумием, задыхаться жаждой полёта.
    Однажды я слышал импровизированную поэму Егора Исаева. Поэма текла, бурлила, уходила далеко в иносказания и снова являлась жаркой, напряжённой и заполняла собой сердце. До сих пор жалею: пропало всё, развеялось. <…> Слушать Егора Исаева, говорить с ним – наслаждение, равноправное соучастие в разговоре. <…> 
    Если поэма «Суд памяти» – речь страстная и обличительная, горькая правда воина, отстоявшего личное право на жизнь и на Отечество, то «Даль памяти» – забота, стремление убедить людей в реальности светлой и счастливой человеческой судьбы, если эта судьба не будет подвержена злу. <…>». (В.  Сорокин. Благодарение. Поэт о поэтах. Москва, 1986. С. 5, 6, 11).
    Несмолкаемая боль и горечь потерь, которая живёт в нашем народе, воплотилась в сочинении Е. Исаева «Мои осенние поля» (1984); «дорога в память той войны» заставляет лирического героя вспомнить дорогих ему земляков, не вернувшихся с войны. «Осенние поля» – это поля печальной памяти.
    Тема борьбы за мир, сохранение жизни на земле ярко проявилась в поэме «Двадцать пятый час» (1984). Обеспокоенный грозовым наказом сегодняшней мировой жизни бронзовый солдат сходит со своего пьедестала в берлинском Трептов-парке, чтобы предостеречь людей об опасности военных действий. 
    Охране природы, нравственному здоровью человека, совести и долге перед людьми и обществом, человеческому достоинству посвящена книга «Убил охотник журавля» (1985). Это – исповедь, покаяние охотника, совесть которого отравлена хмельным зельем. В самом названии мы ощущаем тревогу за природу, за мораль человека.
    Исаев в своих произведениях всячески подчёркивал благое влияние своих корней, связанных с деревенской жизнью: «Я не поэт и не крестьянин. Стесняюсь слова «поэт». Я просто человек. Но я не могу не быть крестьянином. В городе, в море, в небе – везде я крестьянин, потому что у меня есть негасимое чувство земли… Земля – это первотруд, первоязык, первокультура. Родниковое начало всех людей, всех рек», – писал Егор Александрович.
Моё село. <…>Оно всего превыше.
Я из него пешком однажды вышел,
А дальше подхватили поезда.
Мой взгляд – оттуда, а душа – туда.

***
Мы в городе живём, а в нас живёт деревня,
Уж так сошлось и повелось издревле. 
Там запах мёда и ржаного хлеба…
А что есть жизнь? – поди спроси у неба. 
А кто есть мать? – поди спроси у сына. 
Сначала корни, а потом вершина.
 
 Е. Исаев выступает в Воронежской областной библиотеке им. И. С. Никитина (7.06.2013 г.)
    Стремление к масштабно-историческому осмыслению прошлого и настоящего свойственно и многочисленным стихотворениям и балладам Исаева («Когда везут ракеты», «К вопросу о СОИ», «Перечитывая Теркина», «Сестра милосердия», «Тишина», «Жалоба креста», «Мои осенние поля», «Совесть на дороге», «Ода телеграфному столбу» и др.). За поэму «Буцен» он был награждён премией имени М. Шолохова.  
    Чувство исторического оптимизма, присущее автору, обогащает все его тексты. Он блистательно владел чувством слова и исключительной способностью наделять каждого героя своим языком, выразительно и образно передающим главные черты характера. 
    Литературные творения Егора Исаева отличались лаконичностью и точностью слога,
 
 
 глубиной проникновения в мысли и чувства человека, активной гражданской позицией. Не чужда им была и советская идеология, которая, впрочем, характерна для почти всех литературных шедевров советских писателей ХХ в. Его произведения остаются актуальными не только как образцы высокой литературы, но и как поэтические страницы истории страны.
    Книги Егора Исаева выходили огромными тиражами, произведения переведены на многие языки мира. Сам поэт не раз повторял и подчёркивал мысль, в которой очень точно выражено его отношение к своему поэтическому труду: «Эпос не терпит множества, эпос единичен»
    Кроме поэзии Е. Исаев активно занимался общественной деятельностью и писал публицистические произведения, собранные в ряде сборников: «Двадцать пятый час», «Жизнь прожить», «Колокол света», «В начале было слово», «Уроки горизонта» и др.
    Поэту принадлежит множество литературно-критических статей, посвящённых творчеству А. Т. Твардовского, А. С. Пушкина («День Пушкина»), В. В. Маяковского («Колокол света»), Б. Л. Пастернака, М. В. Исаковского, А. А. Прокофьева, М. А. Шолохова, украинских писателей Т. Шевченко, П. Тычины, О. Гончара, А. Малышко и др.  
    Исаев посвящал свои стихи многим поэтам, в том числе А. Пушкину, В. Маяковскому, С. Есенину и др. 
***
А он и вправду бесподобный гений
Неповторимый в просверках мгновений
И незабвенный в памяти веков.
Таков вердикт вселенских языков.
И всё же, всё же, говоря по-русски,
Он сам себе оценщик: «Ай да Пушкин!» –
И озорник на поприще амура.
Он весь – душа и ум без перехмура.

    В 2007 г. художником А. Г. Костяниковым написан портрет Егора Исаева. Скульптурный бюст поэта изготовлен скульптором А. Е. Козининым. Картина с изображением Исаева, написанная живописцем В. П. Криворучко, находится в одном из читальных залов Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина
 
 Портрет Егора Исаева.
Художник А. Г. Костяников. 
    В 2008 г. Исаеву была присуждена Большая литературная премия Союза писателей России за многолетнее служение отечественной литературе.
    В 2010 г. Правительством Воронежской области была учреждена ежегодная литературная Исаевская премия молодым поэтам Воронежской области.
    Умер Егор Александрович 8 июля 2013 г. в Москве, похоронен на Переделкинском кладбище.
Имя поэта носят библиотека № 4 (МБУК «ЦБС» г. Воронеж) и Центральная районная библиотека (г. Бобров, Воронежской области).
    4 мая 2016 г., когда отмечали 90-летие со дня рождения литератора, в городском парке г. Боброва состоялся митинг по случаю открытия бронзового бюста Егора Александровича Исаева. В этот же день в селе Коршево Бобровского района, на здании бывшей школы, ныне литературно-исторического музея
 
 «А. С. Суворин и Е. А. Исаев – наши земляки» установлена мемориальная мраморная доска.
    Именем Е. Исаева назвали одну из улиц села Коршево (2021). 
    По сценарию Геннадия Луткова воронежским телевидением был снят фильм «Егорова река» (1981) о Егоре Исаеве (хранится в архиве телерадиокомпании «Вести «Воронеж»).

    Литература 

• Исаев Е. А. Избранное в трёх томах / Е. А. Исаев. – Воронеж : Пресса ИПФ, 2011.  
Т. 1 : Стихотворения и баллады / вступ. ст. С. П. Иванова. – 2011. – 336 с. : 1 л. портр.
Т. 2 : Поэмы. – 2011. – 206 с. : 1 л. портр. 
Т. 3 : Эссе, статьи, размышления. – 2011. – 336 с. : 1 л. портр. 
 

***
• Прокушев, Ю. Л. Ко мне приходит облако…; Глазами памяти // Живой лик России : раздумья критика / Ю. Л. Прокушев. – Москва, 1985. – С. 177–222.
• Сорокин, В. Бежит дорога // Благодарение. Поэт о поэтах / В. Сорокин. – Москва, 1986. – С. 5–17.
• Числов, М. М. Егор Исаев : Очерк творчества / М. М. Числов. – 2-е изд., доп. – Москва : Художественная литература, 1990. – 142, [2] с. 
• Силин, В. Беседы с Исаевым // Кольцовский сквер. – 2006. – № 1. – С. 3–5.
• Егор Александрович Исаев : биобиблиогр. указ. / Воронеж. обл. универс. науч. б-ка им. И. С. Никитина ; сост. А. В. Тугай. – Воронеж : ВОУНБ им. И. С. Никитина, 2011. – 30 с.
• Черноусов, В. Безбрежные пространства Исаева : [о встрече в ОУНБ с поэтом Е. А. Исаевым] // Коммуна. – 2011. – 30 апр. – С. 4.
• Силин, В. Детство смотрится в оконце : [о жизни и творчестве поэта Е. А. Исаева] // Подъём. – 2011. – № 5. – С. 8–26. 
• Фёдоров, М. Земная душа : беседы о жизни и литературе с Егором Исаевым // Дон. – 2011. – № 3–4. – С. 163–255.
• Иванов, С. Не по своей воле : (памяти уроженца Коршево Егора Исаева) // Подъём. – 2013. – № 9. – С. 205–216.
• Фёдоров, М. Плодородный человек Егор Исаев / М. Фёдоров. – Воронеж : Воронежская областная типография – издательство им. Е. А. Болховитинова, 2014. – 512 с. : ил.
• Фёдоров, М. Егор Исаев / М. Фёдоров. – Воронеж : Воронежская областная типография – издательство им. Е. А. Болховитинова, 2016. – 632 с. : ил.
• Фёдоров М. Воин памяти русской : к 90-летию со дня рождения Егора Иваева // Берегиня – 777 – Сова. – 2016. – № 1. – С. 97–102.  
• Нестругин, А. «Право собственного голоса» : вспоминая Егора Исаева // Своими словами : повесть, рассказы, миниатюры, эссе, рецензии, статьи о литературе / А. Нестругин. – Тамбов, 2016. – С. 204–218.
• Фёдоров М. «Что ж, Воронеж...» : [к 90-летию со дня рождения Е. Исаева] // Берегиня – 777 – Сова. – 2017. – № 3. – С. 111–125 : фот.
• Проскуряков, В. Почтить память Егора Исаева в Бобров приехали его внуки : [о торжествах, посвящённых 95-летию поэта Егора Исаева в Бобровском районе] // Звезда. – Бобров, 2021. – 18 мая. – С. 4 : ил.  
• Щёлоков, И. Непротокольный человек : о том, как я выступал на юбилее Е. А. Исаева // Вечные странники : эссе, статьи, очерки / И. Щёлоков. – Воронеж, 2021. – С. 178–187.