Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Персоналии

Пашнев Эдуард Иванович

1933 - 2021


    Эдуард Иванович Пашнев (15.08.1933–1.01.2021), поэт, прозаик, драматург, сценарист, публицист. Член Союза писателей СССР (1966), член Союза российских писателей (1991). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1974). Член организации российских библиофилов.
    Родился в Воронеже. Учился в ремесленном училище № 10 при заводе «Электросигнал» (с 1948 г.), там же работал фрезеровщиком. Проходил военную службу на Дальнем Востоке. Грузчик и рабочий сцены Воронежского драматического театра (1956–1958). Первое стихотворение «Шофёр» напечатано в газете «Суворовский натиск» (Хабаровск, 1955). 
    Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1964), где учился на семинаре поэта Л. И. Ошанина, а затем – писателя Л. А. Кассиля. 
    В 1975 г. Э. И. Пашнев завершил обучение на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
    Работал в литературно-художественном журнале «Подъём» в должности заведующего отделом публицистики и поэзии. В 1981–1983 гг. – председатель правления Воронежской писательской организации Союза писателей СССР. 
   В 1983 г. уехал из Воронежа. Работал в литературной части Ярославского театра драмы имени Ф. Волкова (1983–1988), был заместителем директора по репертуару и заведующим литературной частью театра «Колесо» (1988–1996, г. Тольятти Куйбышевской/Самарской области). Инициатор создания Тольяттинской писательской организации Союза российских писателей, первый председатель правления, главный редактор его органа – газеты «Магазин-клуб».
    Э. И. Пашнев является автором более тридцати книг. Первая его книга – сборник стихотворений «Рождается солнце» (1964). В этот же период публиковались рассказы, этюды, очерки. С середины 1960-х гг. писатель окончательно перешёл на прозу. Используя различные сюжеты и жанры, он часто обращался к детской и юношеской тематике.
    В 1965 г. опубликован сборник произведений для среднего и старшего школьного возраста «Хромой пёс», включивший повести: «Ньютоново яблоко», «Хромой пёс», «Доктор Крауклис», «Цветы из чужого сада». В предисловии к изданию Лев Кассиль писал:
    «… Думается мне, что, перейдя со стихов на прозу, Эдуард Пашнев ничего не утратил, а кое-что ценное приобрёл. Да по существу, он и остаётся поэтом с весёлым и добрым взглядом на жизнь, с неутомимым лиризмом восприятия. И проза Пашнева, как и надлежит быть настоящей художественной прозе, поэтична и красочна. Пашнев любит необыкновенное. Потому что ему близок мир детства, а для ребят ведь на свете так много необыкновенного, ещё не узнанного, таинственно неведомого… Но необыкновенное у Э. Пашнева – это совсем не одно и то же, что неправдоподобное. То удивительное, неожиданное, что умеет подметить Пашнев, на самом деле существует возле нас – надо лишь обладать зоркостью художника, чтобы приметить это. Пашнев наделён хорошим юмором и видит в жизни не только чудесное, но и чуднόе. <…>».
    В дальнейшем увидели свет романы и повести Э. И. Пашнева, изданные в Воронеже,
 
 Портрет писателя Э. Пашнева. Художник В. В. Прокофьев
 Москве: «Цветы из чужого сада» (1967), «В году тринадцать месяцев» (1967, 1983), «Приключения желудёвого человечка» (1968), «Дневник человека с деревянной саблей» (1969, 2018), «Человек в коротких штанишках» (1973), «Картошка» (1977), «Мальчики и девочки» (1979), «Белая ворона» (1982), «Привет, картошка» (1983), «Иноходец» (2000) «Девочка и олень. Белая ворона» (2001) и др. 
    В библиографическом указателе писателя литературовед О. Г. Ласунский отмечал: «… Его волнует прежде всего сам процесс жизни, переплетение <…> многоразличных социальных и нравственных факторов, столкновение и борьба человеческих страстей. Он и сам художник темпераментный, импульсивный <…>. Животрепещущая современность… не отпускает его от себя …» (1983. С. 5).
    И другие строки О. Г. Ласунского: «… Его перо искрилось, как оголённый электрический провод <…>. Пашневская проза … многообразна по своему содержанию: просто жизнь была интересна автору во всех своих проявлениях! <…> Он был … в бесконечном поиске неведомых ранее впечатлений. <…> Таланта хватало на любую попытку запечатлеть явления многогранной мимотекущей действительности» («Литературная прогулка по Воронежу». 2022, 5-е изд. С. 472, 474).
    Одна из самых известных книг писателя – роман «Девочка и олень» (1975, 2001), прототипом главной героини произведения стала юная художница Надя Рушева (в романе Надя Рощина).
 
 Пашнев Э. Девочка и олень. Воронеж, 1975
 
 Надя Рушева
    В небольшом вступлении к воронежскому изданию 1975 г., автор написал: «В 1965 году журнал «Юность» [№ 3] напечатал мою повесть «Ньютоново яблоко» с рисунками Нади Рушевой. Так я
   
   
 Рисунки Н. Рушевой (из романа «Девочка и олень)  
 познакомился с юной художницей. Подробное изучение её жизни и творчества легло в основу моей работы [«Девочка и олень»]. Но книга эта не биография, а роман. Пользуясь правом романиста, я многое додумал, обобщил, в результате возникла необходимость изменить фамилии главных героев, в том числе хотя бы на одну букву. Надя не была исключительным явлением. Просто она, возможно, была первой среди равных… Книга иллюстрирована рисунками Нади Рушевой, ранее опубликованными в периодических изданиях и каталогах многочисленных выставок»
    Второе издание романа было опубликовано в Москве (2001), где Э. Пашнев дополнил предисловие «От автора»: «Друзья советовали мне дать другое имя Наде. … Но любое имя, которое я примерял к своей героине, казалось чужим. … Но есть тут и объективные причины. С одной стороны, мне хотелось создать образ обобщённый, а с другой – не хотелось порывать связь с прототипом. Эта связь сообщает образу дополнительную реальность, заставляет интенсивнее работать воображение читателей, для которых процесс чтения – процесс творческий…»
    Произведения Пашнева – роман «В году тринадцать месяцев», повести «Белая ворона» и «Человек в коротких штанишках»
 
 
 
– объединяет тема нравственного воспитания, взаимоотношений детей и родителей, поиска своего места в жизни. 
    Повесть «Белая ворона» удостоена диплома Всероссийского конкурса на лучшее художественное произведение для детей (1982). 
    «Дневник человека с деревянной саблей» переносит читателей в годы Великой Отечественной войны. Автор повествует о своём собственном детстве, о захваченном немцами и освобождённом Воронеже, о бомбёжке и других городских сюжетах и местах, знакомых любому воронежцу.
    Ни одно крупное издание Э. И. Пашнева не оставалось не замеченным критиками. Его книги публиковались в разных странах, в том числе в Болгарии, Германии, Японии и др.
    Значительных успехов Эдуард Иванович достиг в драматургии. Он – автор более пятнадцати пьес, поставленных в различных драматических театрах России. 
    В Воронежском драмтеатре совместно с режиссёром Г. Б. Дроздовым ставились пьесы Э. Пашнева: «Хроника одного дня» (1973/1974), «Размен» (1974/1975), «Посеешь ветер…» (1980/1981). В ТЮЗе (Воронеж) была осуществлена постановка пьесы «Барабан и флейта» (режиссёр В. В. Бугров, 1975).
    Пьеса «Хроника одного дня» (в соавторстве Г. Б. Дроздовым) о героической судьбе народного президента Чили Сальвадора Альенде имела ошеломительный успех (режиссёр Г. Б. Дроздов, композитор Г. Т. Ставонин). За эту работу и писатель, и режиссёр были удостоены звания лауреатов Государственной премии РСФСР. 
     
   Г. Дроздов, Э. Пашнев   Э. Пашнев. Тольятти. 1995 

    Издание «Иноходец (история поражений и побед режиссёра Глеба Дроздова)» (2000) вводит читателя в историю сюжетов и фактов, связанных с постановками спектаклей, рассказывает о жизни и творчестве народного артиста РСФСР, режиссёра Г. Б. Дроздова. 
В качестве режиссёра Э. И. Пашнев поставил спектакль «Кентавры» по собственной поэме (1996, Тольятти).
    По сценариям писателя сняты художественные фильмы: «Поле перейти» (1977, киностудия им. А. М. Горького, режиссёр Ю. В. Григорьев), «Певучая Россия» (1986, «Мосфильм», режиссёр В. С. Панин). В кинофильме «Певучая Россия» (о жизни Митрофана Пятницкого) писатель снялся в эпизодической роли – отца мальчика Троши и священника.
    С 2001 г. Эдуард Пашнев жил в Сан-Франциско (США). По его инициативе там был создан клуб русскоговорящих писателей и поэтов. 
    Практически ежегодно писатель приезжал в Россию, совершая привычный маршрут – Москва – Тольятти – Воронеж – Москва. Об этом он рассказал в одном из интервью: «Я никуда не уезжал из России. Я просто приехал в Америку. Так сложилась жизнь моей семьи. О России помню всегда. Я не смотрю на свою родину с другого континента. Смотрю все события изнутри. Здесь, в Америке, ежедневно смотрю новости по российскому телевидению. Читаю, пишу, потому что художественное творчество в слове доставляет мне удовольствие. Пишу не потому, что востребован, а потому, что творить в слове художественный мир – наслаждение…» («Подъём», 2020. № 12. С. 136). 
    В воронежских изданиях и периодической печати (2008–2021) публиковались статьи с воспоминаниями писателя о литературной и театральной жизни Воронежа 60–70 гг. XX в., о усадьбе «Эртелево», поэте В. Ф. Панкратове, о встречах с воронежскими писателями Г. Н Троепольским, Ю. Д. Гончаровым и др. 
    Внимание многих читателей привлёк роман «Когда мы были великими: из дневников и записных книжек: авторы, редакторы, литературная жизнь» («Подъём». 2020, № 12; 2021 № 1–3). Страницы воспоминаний Э. Пашнева колоритно воспроизводят сюжеты из литературной и бытовой жизни писателей, журналистов. Автор рассказывает о Ю. Ф. Третьякове, О. Ф. Шевченко, В. Г. Гордейчеве, В. И. Гусеве, Л. П. Бахаревой, Ф. С. Волохове, З. Я. Анчиполовском, И. А. Матюшине, Р. Ф. Харитонове и многих других. 
В «Подъёме» были также опубликованы рассказы и повести «Чужая бабушка» (2008, № 11), «Белка на балконе» (2019, № 9), «Птицы, люди и природа» (2020, № 2) и др. 
В воронежском литературном альманахе «Ямская слобода» напечатаны: «Республика слова» (2015), «Шурин генсека и Федя из Орловки» (2018), «Траурные книги, телефонные будки и библиоскворечники» (2019) и др. 
 
 Э. Пашнев в разные годы жизни
    Э. И. Пашнев ушёл из жизни 1 января 2021 г. Его творческий портрет как писателя и человека воспроизведён в статьях многих воронежских журналистов и литераторов: «…Эдуард Иванович хорошо разбирался в людях. Чувствовал, когда они искренни, а когда фальшивят. Поэтому его произведения всегда были правдивы, в них не было надрыва и пафоса. Простыми, понятными словами он рассказывал нам истории, которые затрагивали потаённые струны души. …» (П. А. Лепендин. «Мысли», 2021. № 1. С. 31). 
    «Многогранно одарённый он человек. Относится к числу редких творцов, кому была дарована «четвёртая молодость». Он творил много и по-молодому, буквально до последних своих … дней…» (Н. Н. Тимофеев. «Мысли», 2021. № 1. С. 32). 
 
    Литература

• Пашнев, Э. И. Хромой пёс : повести [для сред. и старшего шк. возраста] / Э. И. Пашнев ; авт. вступ. ст. Л. А. Кассиль ; худож. В. Прозаг. – Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1965. – 215 с. 
• Пашнев, Э. И. Картошка : повести : [для старшего шк. возраста] / Э. И. Пашнев, худож. С. В. Калачев. – Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1977. – 168 с. 
• Пашнев, Э. И. Мальчики и девочки : повести, роман : для сред. шк. возраста / Э. И. Пашнев ; худож. Г. Данич, 1979. – 344 с. 
• Пашнев, Э. И. В году тринадцать месяцев : повести, роман / Э. И. Пашнев ; худож. В. Прокофьев. – Воронеж : Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1983. – 416 с. 
• Пашнев, Э. И. Девочка и олень : роман ; Белая ворона : повесть / Э. И. Пашнев. – Москва : ТЕРРА-Кн. клуб, 2001. – 448 с.
• Пашнев, Э. И. Дневник человека с деревянной саблей : [для сред. шк. возраста] / Э. И. Пашнев, [послесл. О. Ласунского] ; рис. Е. Жуковской. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2018. – 298, [5] с. 

***

• Эдуард Иванович Пашнев : к 50-летию со дня рождения : указ. лит / сост. Т. Г. Евлакова ; вступ. ст. О. Г. Ласунского. – Воронеж, 1983. – 48 с.
• Грибанов, М. А. Эдуард Пашнев // Подъём. – 2008. – № 1. – С. 189–190. – В ст.: Штрихи к портретам.
• Тимофеев, Н. Творить словом – наслаждение : к 80-летию Эдуарда Пашнева // Воронежский телеграф. – 2013. – Авг. (№ 164). – С. 17–19. – (Прил. к газ. «Воронеж. курьер»). 
• Ускова, Т. Ф. Воронежские реалии в повести Эдуарда Пашнева «Дневник человека с деревянной саблей» // Воронежский текст русской культуры : провинциальность как эстетический код литературы XX века : [сборник статей] / ред. : Т. А. Тернова, А. В. Фролова. – Воронеж, 2013. – С. 90–97. 
• Соляник, С. С. Детство в творчестве Э. И. Пашнева воронежского периода // Тезисы докладов студенческой научной конференции по итогам работы за 2015 год / Воронеж. гос. пед. ун-т. – Воронеж, 2016. – Вып. 20. – С. 58–60.
• Тимофеев, Н. «Он заставляет тексты пульсировать» : [о книге «Дневник человека с деревянной саблей»] // Мысли. – 2018. – № 4. – С. 28–29 : ил. – Прил. к журн. «Подъём».
• Ласунский, О. Среди литераторов : лица и эпизоды // Ямская слобода : опыт губернского литературного процесса : лит. альманах / ред.-сост. Д. Дьяков. – 2021. – Отд-ние XII. – С. 395–426 : ил.
• Ласунский, О. Неуёмная жажда творчества // Мысли. – 2021. – № 1. – С. 29–30 : ил. – Прил. к журн. «Подъём».
• Лепендин, П. С душой воронежского жителя // Мысли. – 2021. – № 1. – С. 31 : ил. – Прил. к журн. «Подъём».
• Тимофеев, Н. Ушёл азартный человек // Мысли. – 2021. – № 1. – С. 32–33 : ил. – Прил. к журн. «Подъём».
• Ласунский, О. Г. Литературная прогулка по Воронежу / О. Г. Ласунский ; худож. А. В. Загородных. – 5-е изд., доп. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2022. – 508 с. : ил. – Указ. имён: с. 493.