Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Персоналии

Кожухова Ольга Константиновна

1922 - 2007


    Кожухова Ольга Константиновна (20.06.1922–8.02.2007), прозаик, поэтесса, член Союза писателей СССР (1962), лауреат премии им. Н. Островского (1974), премии Министерства обороны СССР (1975), Государственной премии РСФСР им. А. М. Горького (1979). 
    Ольга родилась 20 июня 1922 г. в Воронеже в семье Варвары Николаевны и КонстантинаПавловича Кожуховых. Мать девочки работала библиотекарем, а отец – 
 
 Иллюстрация из книги
О. К. Кожуховой «Донник» 
агрономом и селекционером. Кроме Ольги, в семье было ещё трое детей – Софья, Наталья и Борис. 
    Когда Константину Павловичу предложили новую работу далеко за пределами города в Каменной Степи, семья Кожуховых переехала на жительство на Каменно-Степную опытно-мелиоративную станцию. Здесь прошли ранние детские годы будущей писательницы. Но это время нельзя назвать полностью беззаботными: «Мне восемь лет. Я колю дрова. Таскаю воду в больших цинковых вёдрах из колодца – на готовку, на кухню, на стирку. А из пруда – на полив огорода. Мою полы. Они сделаны из какого-то необычного дерева, их трудно мыть. Пот льёт с меня градом, руки не повинуются, но я тру доски, оттираю грязь, и нет конца этой работе…» – вспоминала она. (О. К. Кожухова «Что-то нами навек утрачено…»: страницы из дневника // Подъём. 2007. № 11).
    Отдушину девочка находила в красоте нетронутой природы Каменной Степи, которая навсегда оставили след в её душе. В автобиографической повести «Донник» (1970) она писала: «Здесь, в степи, всё мне в радость, в игру: узнавание трав и цветов, птиц, зверей и деревьев и особенных, прежде не слышанных слов. Безуханный. Куриная слепота. Непашь. Зябь. Толкуны. Я прислушиваюсь к существующим в здешнем народе речениям, обозначающим явления природы, – сколько в них образности, поэзии!».
 
 О. К. Кожухова. Снимок военных лет
    Ещё одна радость в жизни маленькой Ольги – книги. Читать она научилась в 6 лет. Сначала её привлекало творчество Киплинга, Жуковского, Пушкина, Лермонтова. Повзрослев – с упоением читала Гоголя, Жюля Верна, Майн-Рида. «Я читала всю ночь – при керосиновой лампе… Ну, и дальше всю жизнь только так… только с книгой. И это моё непрерывное образование» (О. К. Кожухова «Что-то нами навек утрачено…»: страницы из дневника // Подъём. 2007. № 11).
    Некоторое время спустя родители Ольги развелись, и она вместе с матерью, сёстрами и братом снова вернулась в Воронеж. 
    Училась в школе № 9 (ныне это дом № 3 по улице Комиссаржевской).
    Писать стихи и очерки О. Кожухова начала, будучи ученицей старших классов. Вскоре её произведения стали появляться в газетах «Будь готов!» и «Молодой коммунар» (с 1937 г.), в альманахе «Литературный Воронеж» (с 1938 г.). Так, уже в 15-летнем возрасте девушка приобрела славу талантливого автора. На одарённую девочку обратил внимание известный прозаик, сотрудник журнала «Подъём», газеты «Будь готов!», газеты «Молодой Коммунар» Борис Глебович Песков. Впоследствии у них сложились тёплые дружеские отношения. Он выступил литературным наставником для
 
 Б. Г. Песков
 начинающей поэтессы. «Среди всех, выше всех – Борис Глебович Песков. Вот мой первый учитель и в жизни, и в литературе, вот кто увидел во мне “моё нечто”, кто помог осознать, что нужно не прыгать стрекозой на танцульках, а работать, работать…» (Михеенков, С. Е. Писательская рота: о тех, кто к штыку приравнял перо // Подъём. 2023, № 7). 
    В 1940 г. по решению обкома ВЛКСМ и бюро областного отделения Союза советских писателей при редакциях «Литературного Воронежа» и «Молодого коммунара» было создано объединение молодых писателей. В нём числилось 12 человек, среди которых была и Ольга Кожухова. 
    В 1941 г. окончила школу, и её без экзаменов, по аттестату зачислили на филологическое отделение историко-филологического факультета Воронежского университета. Но началась война, и между учёбой и курсами медсестёр Ольга выбрала второе: «Прихожу – вижу себя в списке принятых, а рядом объявление: набор на курсы медсестёр. Что было раздумывать: война…» (Михеенков, С. Е. Писательская рота: о тех, кто к штыку приравнял перо // Подъём. 2023. № 7). 
 
 О. К. Кожухова. Снимок военных лет
    После окончания курсов её направили в Новохопёрск в формировавшуюся 329-ю стрелковую дивизию. В ходе боёв под Москвой в декабре 1941 г. дивизия попала в окружение и была почти полностью разгромлена. Ольга чудом выжила. Позже, после окончания курсов политработников, была замполитом в госпитале для легкораненых. Затем – курсы младших лейтенантов и работа в редакции армейской газеты «За правое дело».
    Вчерашней школьнице предстояло пройти через тяготы военной службы: голод, непролазную грязь, сырость блиндажей и землянок... Но пугало другое: «…На войне мне были страшны не те ужасы, которые я переживаю или уже пережила, а те, которые на мою долю ещё не выпали, но я о них слышала: ужас окружения, ужас плена и пыток, ужас смерти во сне – как у шофёра в Износках, лежащего надо мной на полатях. Я проснулась тогда не оттого, что самолёт обстрелял улицу, и не оттого, что крупнокалиберная пуля пробила стенку дома прямо над моей головой, а оттого, что капли крови стали капать на меня с убитого человека. Шофёр погиб, не проснувшись» (Михеенков, С. Е. Писательская рота: о тех, кто к штыку приравнял перо // Подъём. 2023. № 7).
    Множество раз Ольга Кожухова находилась в шаге от смерти. Была ранена и получила контузию, последствия которой давали себя знать до конца жизни писательницы. Но она выжила. Войну прошла от Новохопёрска до Берлина. Получила много боевых наград, среди которых: Орден Отечественной войны 1-й степени, Орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За освобождение Москвы», «За взятие Берлина» и др.
Всё военное время Ольга Константиновна продолжала заниматься творчеством. Во многих её стихах этого периода отражаются военные реалии: разрушенные деревни и города, пение птиц во время обстрела, ночь перед атакой. Также, в них присутствует тема любви на войне, надежды на лучшее.
    Произведения писательницы периодически печатались в военных газетах, а в 1945 г. в Воронеже отдельным изданием вышел сборник её стихов «Белый камень».

Белый Камень

Тихая, глухая деревушка,
   
   О. К. Кожухова
Ты теперь навек знакома нам
По высоким разговорам пушек,
По железным яростным громам…

Белый Камень – это у дороги
Бомбами разбитые дома
Это постучалась у порога
Первая военная зима.

Это взрывом сорванная с петель,
Пулями исчерченная дверь…
Белый Камень, ты живой свидетель
Вдохновенья, горя и потерь!

Крыльями оранжевыми машет
В тьму врезаясь алая заря…
Белый Камень – это дни бесстрашья,
Крови, нами пролитой не зря!

    После Великой Отечественной войны Ольга приняла решение ехать в Москву. «В Воронеж возвращаться было некуда. Пришла на место своего дома – чистое поле и телеграфный столб скосившийся» – вспоминала она. (Михеенков, С. Е. Писательская рота: о тех, кто к штыку приравнял перо // Подъём. 2023. № 7).
    В столице поступила в Литературный институт им. А. М. Горького (1950).
 
Маргарита Агашина, Ольга Кожухова и Инна Гофф у Литературного института. 1950 г.
    Творческая жизнь у студентов была насыщенной и яркой. Ольга Константиновна познакомилась со знаменитыми в будущем писателями и поэтами: «Уже всем известны наши курсовые “звезды” первой величины. Они часто выступают с чтением стихов в нашем институтском клубе, в Доме литераторов, в Союзе писателей, на студенческих вечерах в других вузах и быстро приобретают популярность: Расул Гамзатов, Инна Гофф, Рита Агашина, Наташа Бурова, Игорь Кобзев, Григорий Куренев. Критики держатся солидней, спокойней. Когда Андрей Турков или Володя Огнев о чем-либо спорят с преподавателем, тот смотрит на них с уважением и отвечает не сразу, а подумавши, очень серьезно». (Не бросай слов на ветер. 1963).
    Семинары, которые посещала студентка, вели замечательные поэты В. Луговской и М. Светлов. 
    Однако в этот период девушка стала понимать, что поэзия ей уже не так интересна и
 
 А. В. Никонов
 сосредоточилась на прозе. Перевелась на семинар к К. Г. Паустовскому. В это же время на страницах молодёжного журнала «Смена» публикуются её первые рассказы.
    После окончания института О. К. Кожухова стала заведующей отделом литературы, а затем – заместителем главного редактора «Смены». 
    В редакции журнала она познакомилась с Анатолием Васильевичем Никоновым. Вскоре молодые люди поженились. Когда Никонова перевели на должность главного редактора в журнал «Молодая гвардия», Ольга Константиновна последовала за ним. 
     Много времени писательница занималась общественной деятельностью. Около 17 лет работала в приемной комиссии Союза писателей РСФСР, в военных комиссиях Московской писательской организации, являлась членом редакционного совета Воениздата, издательств «Молодая гвардия» и «Советский писатель». Также, она проводила семинары для молодых авторов в разных городах страны: в Иркутске, Риге, Орле, Курске и др. 
 
    В 1960 г. была опубликована первая повесть Ольги Кожуховой «Хлеб, которым делишься». В ней речь шла об освоении целинных земель. 
    В книге «Не бросай слов на ветер» (1963) писательница показывает литературную среду, в которую ей удалось окунуться во время учёбы в институте, творческие дискуссии на фоне радостного, но непростого студенчества первых послевоенных лет. Уделено внимание начинающим писателям. Автор рассуждает о становлении их творческого мастерства, формировании взглядов на жизнь. 
    Также, на страницах повествования Ольга Константиновна вспоминает о своём учителе и наставнике. Б. Г. Пескове, погибшем в Эстонии в 1944 г.
    Многие произведения О. Кожуховой посвящены военным событиям. 
    В 1960-х – 1970-х гг. появился термин «лейтенантская проза». К ней принято причислять работы писателей, прошедших Великую Отечественную войну и опиравшихся в своём творчестве на личный фронтовой опыт, часто прибегающих к автобиографическим элементам. Эти авторы исследовали внутренний мир человека на войне, затрагивали темы личностных конфликтов и стремились к максимальной достоверности повествования. Именно к этой плеяде литераторов и относилась Ольга Кожухова.
    В одном из интервью она отмечала: «…долг писателя, видевшего своими глазами войну, – рассказать о ней правду, то есть показать не изнанку войны, ибо это
 
уже будет правда изнанки, а полную, жизнеутверждающую правду о том, как советский воин, солдат перед лицом смерти оставался самим собой – человеком, не боящимся гибели во имя идеи. Человеком, восставшим против насилия, в защиту человечества. В этом я вижу главное в нашей литературе о войне, в этом вижу и собственную свою задачу как писателя» (Руслан Семяшкин. Двум смертям не бывать: к столетию Ольги Кожуховой // Литературная Россия. № 2022 / 28, 22.07.2022. URL: https://litrossia.ru/item/dvum-smertyam-ne-byvat/ (дата обращения: 11.03.2025)
    Для её творчества военной тематики характерно отсутствие романтизации того жестокого времени. Также, особенностью стиля автора можно назвать сочетание сдержанности с яркостью и выразительностью, наполненность повествования деталями и подробностями, активное вовлечение собственного жизненного опыта в пространство художественного произведения. 
    Важная заслуга писательницы в том, что она фактически первой в отечественной художественной прозе коснулась темы «женщина на войне». 
 
    В 1964 г. вышел роман О. К. Кожуховой «Ранний снег», принёсший ей всесоюзную славу. В нём речь идёт о формировании 329-й стрелковой дивизии, её участии в боях под Москвой в 1941 г., о фронтовых медиках. В центре событий – истории трёх воронежских подруг-медсестёр: Шуры Углянцевой, Марьяны Поповой и Женьки Мамоновой. Их судьбы и взаимоотношения прослежены автором в военное и послевоенное время.
    Писатель Василь Быков назвал это произведение «романом-свидетельством», «романом-размышлением о величайшей из войн нашего народа». Он отмечал: «Роман “Ранний снег” – прежде всего свидетельство участника и очевидца, и в этом его несомненное достоинство. Выхваченные из прошлого памятью художника, на страницах произведения оживает множество деталей и подробностей, с яркой достоверностью воскрешающих атмосферу минувшей войны». (Михеенков, С. Е. Писательская рота: о тех, кто к штыку приравнял перо // Подъём. 2023. № 7). 
    Повесть «Двум смертям не бывать» (1974) – история о юной фронтовой разведчице, о её первой любви и первом подвиге. За это произведение автор получила премию им. Николая Островского (1974). 
    Продолжала Ольга Константиновна писать и на мирные темы.
    В повести-дневнике «Донник» (1970) фигурируют автобиографические воронежские
 
 мотивы. Писательница поделилась воспоминаниями о раннем детстве, о родителях, о любви к книгам и чтению, о Каменной Степи. Это произведение было отмечено Государственной премии РСФСР им. А. М. Горького (1979), и много раз переиздавалось как в нашей стране, так и за рубежом – в Италии, Польше, Германии, Франции.
    Ещё, из-под пера Ольги Кожуховой вышли: «Фонарики, плывущие по реке» (1968), «Рано утром и поздно вечером» (1979), «Ночные птицы» (1985) и др. В журнале «Подъём» (2007, № 11) опубликованы фрагменты из дневников писательницы разных лет под общим названием «Что-то нами навек утрачено...». Здесь представлены её размышления о литературе, о времени, в котором ей довелось жить и о многом другом.
    Всего О. Кожуховой издано около 20 книг рассказов, повестей и романов. Все они вышли в Москве, за исключением первого сборника стихов, напечатанном в Воронеже в 1945 г. Также, осталось много рукописей, большинство из которых не разобраны и не опубликованы.
    Умерла 08 февраля 2007 г. Похоронена в Москве. 

 

    Литература

• Кожухова, О. К. Белый камень : [стихи] / О. Кожухова ; ред. О. Кретова. – Воронеж : Воронежское областное книгоиздательство, 1945. – 29, [2] с. 
• Кожухова, О. К. Донник / О. К. Кожухова. – Москва : Правда, 1970. – 47 с. – (Библиотечка "Огонек"). 
• Кожухова, О. К. Двум смертям не бывать : повесть / О. К. Кожухова ; авт. предисл. В. Чалмаева. – Москва : Советская Россия, 1976. – 271 с. 
• Кожухова, О. К. Рано утром и поздно вечером : роман, повесть из дневника писателя, публицистика / О. К. Кожухова. – Москва : Современник, 1979. – 559 с.
• Кожухова, О. К. Ночные птицы : повесть / О. К. Кожухова. – Москва : Современник, 1985. – 77 с.

    ***

• Кожухова, О. К. Пока не забылось... : [страницы из дневника] // Подъём. – 2010. – N 5. – С. 64–91. 
• Ласунский, О. Г. Из минувшего – 3 (маленькие краеведческие истории) / О. Г. Ласунский, // Из истории Воронежского края : сб. ст. / Воронеж. гос. ун-т ; отв. ред. А. Н. Акиньшин. – Воронеж, 2011. – Вып. 18. – С. 173–198. – Из содерж.: Писательница О. К. Кожухова : начало пути. – С. 194–198.
• Издания писателей, связанных с Воронежским краем, на иностранных языках и языках народов России (из фондов Областной универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина) / сост.: О. Б. Калинина, Э. В. Леушканова // Воронежский краеведческий вестник / ВОУНБ им. И. С. Никитина ; ред.-сост.: О. Б. Калинина, Т. И. Шишкина, Б. А. Фирсов ; отв. ред. Н. С. Лучникова. – Воронеж, 2016. – Вып. 16. – С. 132–159.
• Воронина, О. Б. Воронежские писатели на войне и о войне : к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. / О. Б. Воронина // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук / Воронеж. гос. ун-т инж. технологий; отв. ред.: О. С. Корнеева [и др.]. – Воронеж, 2020. – Вып. 4. – С. 15–22. – (Патриотическое воспитание студентов в техническом ВУЗе).
• Дьяков, Д. С. Три стихии Ольги Кожуховой : очерк / Д. С. Дьяков // Подъём. – 2022. – № 12. – С. 164–173.
• Ягодкин, А. Глубина и тайна : [беседа писателем, журналистом А. Ягодкиным / записал А. Бунеев] // Мысли. – 2022. – № 3. – С. 26. – Прил. к журн. «Подъём».