Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Персоналии

Маршак Самуил Яковлевич

1887 - 1964


      Маршак Самуил Яковлевич (22.10(3.11).1887–4.07.1964) – известный поэт, переводчик, лауреат Ленинской и Государственных премий, родился в Воронеже. Отец, Яков Миронович Маршак, работал мастером на мыловаренном заводе братьев Михайловых. Мать, Евгения Борисовна (1867–1917, урождённая Гительсон), занималась воспитанием детей. В Воронеже родились также брат и сестра Маршака, Моисей и Сусанна. Раннее детство Маршака прошло в воронежской пригородной слободе Чижовка, тихой городской окраине, населённой бедным мастеровым людом и мелкими кустарями. Семья жила в доме при заводе. Отец, не имея никакого образования, самостоятельно изучил основы химии и стал прекрасным специалистом. Маршак писал об отце, что «он считался настоящим мастером и владел какими-то секретами в области мыловарения и очистки растительных масел».
     Поэт писал: «Годы, когда отец служил на заводе под Воронежем, были самым ясным и спокойным временем в жизни нашей семьи». Свои детские впечатления о Воронеже поэт довольно подробно описал в книге «В начале жизни: страницы воспоминаний».
     Чижовка – правобережная часть Воронежа. Узкие улочки, сбегающие вниз к реке. Маленькие домики, окружённые палисадниками. И частые пожары. «Первое воспоминание детства – пожар во дворе. Раннее утро, мать торопливо одевает меня. Занавески на окнах краснеют от полыхающего зарева. Должно быть, это впечатление первых лет моей жизни и было причиной того, что в моих сказках для детей так много места уделено огню». В произведениях «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» легко уловить отзвуки детских впечатлений.
     Ещё одно яркое впечатление детства, о котором часто вспоминал Самуил Яковлевич – концерт духового оркестра в городском саду (ныне Первомайский сад). «У меня дух захватило, – вспоминал С. Я. Маршак, – когда я впервые услышал медные и серебряные голоса оркестра. Весь мир преобразился от этих мерных и властных звуков… …Мне казалось, что эта музыка никогда не оборвётся… Но вдруг оркестр умолк, и сад опять наполнился обычным, будничным шумом. Всё вокруг потускнело – будто солнце зашло за облака. Не помня себя от волнении, я взбежал по ступенькам беседки и крикнул громко – на весь городской сад:
     – Музыка, играй!
     Солдаты, продувавшие свои трубы, разом обернулись в мою сторону. А человек, стоявший перед маленьким столиком, прикрепленным к подставке, постучал по краю столика тоненькой палочкой и что-то сказал музыкантам. Оркестр заиграл ещё веселее. Снова солнце выглянуло из-за тучи».
     Тяга к знаниям и любовь к чтению была у родителей общей. Вместе с хорошим домашним образованием родители много времени уделяли эстетическому воспитанию детей, привив им любовь к литературе.
     Осенью 1893 г. семья Маршаков уехала из Воронежа. Какое-то время С. Я. Маршак с братом и сестрой жили в доме дедушки и бабушки на Украине, а в 1896 г. снова вернулись в Воронежскую губернию, но на этот раз в пригородную слободу Майдан г. Острогожска. Семья, также как и в Воронеже, разместилась в доме при заводе, хозяином которого был Афанасий Иванович Рязанцев. Дом был с деревянными некрашеными полами и без обстановки. Здесь, на окраине Острогожска, прошли дошкольные годы поэта.
     В своей книге С. Я. Маршак писал: «У самого дома начинались луга и рощи. На большом и пустынном дворе было несколько нежилых и запущенных служебных построек с шаткими лестницами и перебитыми стеклами. Из окон верхних этажей с шумом вылетали птицы. Всё это было так интересно, так загадочно». Совсем недалеко стоял домик под соломенной крышей, в котором родился знаменитый художник-передвижник И. Н. Крамской (ныне здесь дом-музей художника).

 
  Здание гимназии в Острогожске
      В эти годы Маршак всё сильнее был увлечён чтением. Им уже были прочитаны сказки «Тысяча и одна ночь», романы Вальтера Скотта, повесть Гоголя «Тарас Бульба», без которых, как вспоминал поэт позже, было бы скучно жить на Майдане. Зимой 1897–1898 гг. С. Я. Маршак с учителем начал готовится к вступительным экзаменам в гимназию. Экзамены были успешно сданы, но из-за превышения в тот момент процентной нормы для евреев, в гимназию юный Самуил был принят только в ноябре следующего года. Здание гимназии сохранилось до наших дней, хотя в значительно перестроенном виде.
     В первые дни С. Я. Маршак был потрясён торжественностью и праздничностью обстановки в гимназии, её светлыми аудиториями и всем укладом новой школьной жизни. В гимназии его любили. Он был смелым и отчаянным в рукопашных схватках, а главное – Самуил знал множество интересных историй из журнала «Вокруг света», выписываемого его отцом, и с увлечением рассказывал их друзьям. Это делало мальчика душой компании.
     Гимназисты с удовольствием слушали его импровизированные рассказы о дальних странах и невероятных приключениях.
     Самуил Маршак рано начал писать стихи. В гимназические годы, подражая Н. А. Некрасову, Самуил создал стихотворение в духе поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Вместе с друзьями он выпускал рукописный журнал «Первые попытки».
     Вскоре после того, как Маршак поступил в гимназию, его семья переехала из пригородной слободы в городскую квартиру. Это был двухэтажный деревянный дом, над калиткой которого было написано: Дом Агарковых. Этот дом сохранился до сих пор (ныне ул. Орджоникидзе, дом 133). С улицы дом выглядит одноэтажным, со двора – двухэтажным.
      В 1901 г. в семье Маршаков родилась дочь Лия, в замужестве Прейс (1901–1964), тоже ставшая писательницей и известная под псевдонимом Елена Ильина.
     В 1901 г. отец поэта был приглашён на работу в Петербург, и семья покинула воронежскую землю. Только двое детей-гимназистов, Самуил и Моисей, не имея возможности устроиться учиться в столице, остались в Острогожске. Они стали жить у своего дяди по материнской линии
М. Б. Гительсона.
 
 В. В. Стасов
      В 1902 г., приехав на каникулы в Петербург, С. Маршак познакомился с бароном Д. Г. Гинцбургом, который представил Маршака авторитетнейшему литературному критику В. В. Стасову, а тот в свою очередь – М. Горькому и
Ф. Шаляпину. Стасов принял живое участие в дальнейшем образовании Маршака: подарил библиотечку классиков, пригласил в Публичную библиотеку, где сам работал, помог поступить в петербургскую гимназию, но из-за болезни юноша не смог продолжать учебу, нуждаясь в более тёплом климате. И в 1904 г. М. Горький поселил Самуила в Ялте у своей жены, Е. Пешковой. Здесь юноша учился на деньги Горького и Шаляпина. В том же году в журналах «Еврейская жизнь» и «Молодая Иудея» были опубликованы первые серьёзные работы Маршака. Спустя два года С. Маршак, покинув Ялту, окончательно переехал в Петербург, где в 1907 г. начал печататься в «Сатириконе».
     В 1911 г. Самуил Маршак вместе со своим другом поэтом Яковом Годиным и группой еврейской молодёжи совершил длительное путешествие по Ближнему Востоку. Из Одессы они отплыли на корабле, направляясь в страны Восточного Средиземноморья – Турцию, Грецию, Сирию и Палестину. В этой поездке Маршак познакомился со своей будущей женой, Софьей Михайловной Мильвидской (1889–1953), по возвращении они поженились. В 1912 г. молодой писатель уехал учиться в Англию. Сначала обучался в политехникуме, затем на философском факультете Лондонского университета. Уже на последнем курсе он начал переводить Роберта Бернса, Вильяма Вордсворта, Вильяма Блейка, а затем печатал свои переводы в «Северных записках», «Русской мысли» и других изданиях.
     Летом 1914 г. Маршак вернулся в Россию. Весной 1915 г. он должен был пройти в Острогожске очередное переосвидетельствование по поводу пригодности к военной службе. В армию Маршака не взяли по причине слабого зрения. Из-за сложных семейных обстоятельств он почти на два года задержался в Воронеже. Поселились они с женой сначала у дяди Якова Борисовича Гительсона на Большой Садовой, а затем переехали к его брату Михаилу Борисовичу в квартиру № 1 на первом этаже особняка М. М. Сомова (теперь это дом № 72 по улице Карла Маркса). Здание это сохранилось до наших дней, сейчас на нём установлена мемориальная доска.
     В Воронеже Маршак занимался организацией помощи детям еврейских переселенцев из прифронтовой полосы, преподавал английский язык. Осенью 1916 г. С. Я. Маршак поступил в контору воронежского Трубочного завода переводчиком. Несмотря на большую занятость, С. Я. Маршак продолжал основательно заниматься литературными переводами. Работал над книгой стихов Вильяма Блейка и печатал переведённые произведения в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Курьер» и других.
     В январе 1917 г. Маршак уехал из Воронежа в Петроград.
     Летом 1917 г. в городе Екатеринодаре (ныне – Краснодар) он с группой энтузиастов основал «Детский городок», где были устроены театр, библиотеки, мастерские. В театре ставили пьесы, написанные Маршаком, которые позже вошли в его сборник «Театр для детей». Это было началом его работы в детской литературе. «Я пришел к детской литературе через театр» – говорил Маршак.
      В 1922 г. писатель стал работать в издании «Радуга», где вышли его детские книжки, ставшие очень популярными: «Детки в клетке», «Пожар» (1923), «Сказка о глупом мышонке», «Синяя птица», «Цирк», «Мороженое», «Вчера и сегодня» (1925), «Багаж» (1926), «Пудель», «Почта» (1927), «Вот такой рассеянный» (1930). Очень нелегко отвоёвывала поэзия Маршака своё право на существование. Многие педагоги считали, что сказки, фантазии не нужны детям, что они вводят детей в заблуждение. Так продолжалось, пока не вмешался М. Горький, который взял под защиту «талантливых Маршаков». «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, – писал он, – и требование это биологически законно».
     В 1922 г. Маршак переезжает в Петроград, вместе с учёным-фольклористом О. Капицей руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования Наркомпросса, организовал (1923) детский журнал «Воробей» (в 1924–1925 гг. – «Новый Робинзон»), где в числе прочих печатались такие мастера литературы, как Б. С. Житков, В. В. Бианки, Е. Л. Шварц. На протяжении нескольких лет Маршак также руководил Ленинградской редакцией «Детгиза»,  «Ленгосиздата», издательства «Молодая гвардия». Имел отношение к журналу «Чиж». Вёл литературный кружок (при Ленинградском дворце пионеров). В 1934 г. на Первом съезде советских писателей С. Я. Маршак сделал доклад о детской литературе и был избран членом правления СП СССР.
     В середине 1930-х гг. Самуил Яковлевич приезжал в Воронеж по приглашению воронежских пионеров, которые решили своего знаменитого земляка и замечательного детского поэта принять в почётные пионеры. С. Я. Маршак остановился у своего дяди Я. Б. Гиттельсона в одноэтажном доме на ул. К. Маркса (дом не сохранился, он был разрушен во время Великой Отечественной войны).
     В 1937 г. созданное Маршаком детское издательство в Ленинграде было разгромлено, лучшие его воспитанники репрессированы – А. И. Введенский, Н. М. Олейников, Н. А. Заболоцкий, Т. Г. Габбе, (позже Хармс) и др., многие уволены. В 1938 г. Маршак переселился в Москву, где полностью погрузился в работу: писал лирические и сатирические стихи, стихи для детей, переводил с английского песни, баллады Р. Бернса и многое другое.
     Во время войны Маршак берётся за титанический труд – он начинает переводить все 154 сонета Шекспира. Строго следуя законам поэтической формы, ему блестяще удалось передать тонкий, сложный духовный мир Шекспира.
     Одновременно писатель активно работал в жанре сатиры, публикуя стихи в «Правде» и создавая плакаты в содружестве с Кукрыниксами.
     Для созданных в Литве интернатов и детского сада для еврейских детей-сирот, родители которых погибли во время Холокоста, Маршак передавал крупные суммы денег. В конце 1945 и в начале 1946 гг., когда началась тайная переправка этих детей через Кёнигсберг в Польшу, а оттуда – в Палестину, Маршак прислал для этих целей большую сумму денег.
     После войны С. Я. Маршак продолжил писать стихи для детей. В послевоенные годы вышли циклы детских стихов: «Разноцветная книга» (1948), «Круглый год» (1948), «Тихая сказка» (1956), «Вакса-Клякса», «Угомон» (1958) и другие.
     В последние годы жизни Маршак писал афористические стихи, называя их лирическими эпиграммами. Они вошли в сборник «Избранная лирика» (1962). Закончил пьесы-сказки: «Горя бояться – счастья не видать» (1962) и «Умные вещи» (1964). Выпустил сборник критических статей «Воспитание словом» (1961) и написал автобиографическую повесть о детстве и отрочестве – «В начале жизни» (1960).
      В 1963 г. С. Я. Маршак написал автобиографию-предисловие, подготовленную им для сборника избранных стихов в серии «Библиотека советской поэзии» (М. 1964).
     С. Я. Маршак был удостоен четырёх Сталинских и одной Ленинской премий. Книги Маршака переведены на многие языки мира. За переводы из Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии. Его последним литературным секретарём был Владимир Познер.
     Самуил Яковлевич Маршак скончался в июле 1964 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
     В Воронеже и Острогожске в память о поэте Самуиле Яковлевиче Маршаке установлены мемориальные доски. Имя С. Маршака носит Центральная городская детская библиотека имени С. Я. Маршака (Воронеж). С 1964 г. одна из улиц Юго-Западного жилого района Воронежа названа именем поэта. Есть также улица Маршака в Острогожске, на которой находится дом (ул. Маршака, 14), где жил художник И. Н. Крамской.
    В музее "Сказки и сказочники" (Воронеж, Центр развития ребёнка - детский сад № 198) известным воронежским писателям-сказочникам С. Я. Маршаку, А. Н. Афанасьеву, А. Н. Корольковой, А. К. Барышниковой посвящены отдельные экспозиции.
      Для воронежских композиторов стихотворения С. Я. Маршака послужили источником вдохновения: Сергеем Николаевичем Волковым написано сочинение для хора «Четыре хора для детей» (1989), Юрием Борисовичем Романовым – вокальный цикл «Соловей» (1986–1990).
      2012 год в Воронеже объявлен Годом Маршака.
    В Год литературы, 28 октября 2015 г. в Воронеже состоялось открытие памятника Самуилу Яковлевичу Маршаку. Бронзовый монумент установили на улице Карла Маркса (бывшая Большая Садовая), около дома № 72, где жил писатель с 1915 по 1917 гг. С 31 октября по 8 ноября 2015 г. в Воронеже прошёл первый театральный детский фестиваль «Маршак».  

 

Литература

•     Маршак С. Я. В начале жизни : Страницы воспоминаний / С. Я. Маршак. – М. : Детгиз, 1962. – 214 с.
•     Маршак С. Я. Собрание сочинений. В 8-ми т. / С. Я. Маршак ; под ред. В. М. Жирмунского [и др.]. – М. : Изд-во «Художественная литература», 1962–1972.

***

•     Галанов Б. Е. С. Я. Маршак : жизнь и творчество / Б. Е. Галанов. – М. : Изд-во «Детская литература», 1965. – 312 с.
•     Антюхин Г. Воронеж – родина С. Я. Маршака // Истоки : портреты, очерки, этюды. – Воронеж, 1981. – С. 143–156.
•     Антюхин Г. В. Три судьбы: Иван Бунин, Самуил Маршак, Андрей Платонов / Г. В. Антюхин. – Воронеж : Ред. газ. «Коммуна», 2003. – 79 с. –(Библиотека газеты «Коммуна» : альманах ; № 6).
•     Попов П. Улица Маршака // Воронеж. История города в названиях улиц / П. Попов. – 2-е изд. – Воронеж, 2003. – С. 197–198.
•     Гейзер М. М. Маршак / М. М. Гейзер. – Молодая гвардия, 2006. – 327[9] с.: ил. – (Жизнь замечательных людей ; Вып. 989).
•     Елецких В. Л. От великого до смешного: Самуил Маршак / В. Л. Елецких, П. А. Бороздина. – Воронеж : Альбом, 2007. – 63 с. : ил.
•     Лютый В. Самуил Яковлевич Маршак. Три времени – три культуры // Воронежцы : знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. – Воронеж, 2007. – С. 138–142.
•     Русанова Т. Н. Самуил Яковлевич Маршак / Т. Н. Русанова ; ред. Е. Ф. Мальцева. – Воронеж : [б. и.], 2007. – 12 с. : ил. – (Знаменитые воронежцы).
•     Маршак в Воронеже / [сост. И. В. Сапелкина ; ил. С. Н. Давыдова]. – Воронеж : Алмаз, 2017. – 63 с. : ил.
•     Ласунский, О. Г. Литературная прогулка по Воронежу / О. Г. Ласунский ; худож. А. В. Загородных. – 5-е изд., доп. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2022. – 508 с. : ил. – Указ. имён: с. 491.

«Недописанная страница» – Самуил Маршак – Фотоархив (Биография. Творчество. Эпистолярий. Автографы. Фотоархив).
http://s-marshak.ru/photo/photo.htm
http://marshak.ouc.ru/