Кудесник «Белого Бима…» (Южанинов Леонид Фёдорович)
(Южанинов, Л. Ф. Кудесник «Белого бима…» // У обрыва : роман, повести, рассказы, эссе / Л. Ф. Люфанолв. – Воронеж, 2007. – С. 690-692).
1978 год. Воронеж. Осень. Я впервые пришёл на обсуждение очередного номера журнала «Подъём» в старинное здание на проспекте Революции – помещение областной писательской организации. Небольшой зал уже наполовину был заполнен участниками мероприятия, а люди всё подходили и подходили. Стесняясь, я облюбовал место в заднем ряду, возле стола с подшивками газет.
Перед самым началом, когда уже начал стихать возбуждённый гул собравшихся, как я заметил, хорошо знающих друг друга людей, ко мне подошёл высокий сухощавый мужчина пожилого возраста и сел рядом. В руке у него была трость, он поставил её возле ног, скрестил на ней руки и приготовился слушать.
С другой стороны от меня расположились два молодых человека: оба в модных костюмах, весёлые, уверенные в себе.
Сосед с тростью приветствовал их:
– Ну, что скажет критика?
Молодые люди отшутились.
Обзор журнала делал Б. Подкопаев. «Гвоздём» обсуждаемого номера была повесть Владимира Кораблинова «Дом весёлого чародея».
Я старался внимательно слушать, но какое-то навязчивое любопытство заставляло меня рассматривать присутствующих, особенно пожилого соседа. На нём был строгий серый костюм. Седые поредевшие волосы покрывали его небольшую голову, частые морщины избороздили лицо, взгляд светлый и притягивающий, худые руки с длинными пальцами покоились на трости.
Меня заинтересовала эта трость. Трость, как трость – ничего особенного, деревянная, без всяких вычурностей, жёлтого цвета, но одна деталь не давала мне покоя: на торце ручки был выжжен вопросительный знак. «Что он символизирует?»
«Критику» это тоже заинтересовало, и один из них шёпотом спросил:
– Гавриил Николаевич! А что означает сей знак?
«Боже мой, да это же Троепольский! Кудесник «Белого Бима…» – догадался я.
Тот улыбнулся, внимательно посмотрел на критика, покрутил трость, вздохнул:
– А что ты хочешь!?
И мне показалось, что это не Гавриил Николаевич, а трость печально произнесла: «А что ты хочешь? Годы уходят, и тебе уже без меня не обойтись?» И ещё более глубокий смысл уловил я в словах известного писателя: жизнь на финише, и не вернёшь былого, не сделаешь того, что мог бы сделать раньше.
Когда начались прения, взял слово и Троепольский. Он с похвалой отозвался о прозе В. Кораблинова, высоко оценил опубликованную повесть. «Дом весёлого чародея» – событие не только областного масштаба, а и всероссийского!» – заключил он в конце выступления.
Были ещё две встречи с Троепольским: на областном совещании молодых писателей в 1979 году и на его 75-летнем юбилее в Доме актёра.
Запомнились высказывания Гавриила Николаевича о «Белом Биме…», истории его создания:
– Я долго вынашивал эту повесть, мучался над мыслью, как отобразить советское общество. И вот, созрело решение: собачка! Она бегает от человека к человеку, от одного представителя общества к другому и выявляет характеры. Это как лакмусова бумажка – к кому ни прикоснётся, проявит пороки и добродетели.
Наслушавшись неуёмных восхвалений в свой адрес на 75-летии, он в ответной речи сказал:
– Не надо меня чрезмерно поднимать на высоту. Пройдёт время, оно покажет, чего я достоин, насколько востребовано будет моё творчество. А в будущем ещё перестроят писательские ряды…