Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Персоналии

Мандельштам Осип (Иосиф) Эмильевич

1891 - 1938


     Осип (Иосиф) Эмильевич Мандельштам (3(15).01.1891–27.12.1938) родился в Варшаве. С 1897 г. жил в Санкт-Петербурге, где окончил Тенишевское училище (1907), затем поступил в университет. Поэтический дебют О. Э. Мандельштама состоялся в 1910 г. (журнал «Аполлон», № 9). В промежутке между 1907 и 1911 гг. жил за границей – Франции, Германии, Швейцарии, Италии, где познакомился с сокровищами европейской культуры. В 1911 г. состоялась первая встреча поэта с Анной Ахматовой и с тех пор их судьбы нераздельно соединились. Мандельштаму было 22 года, когда вышла его первая книжка («Камень», 1913). В годы Гражданской войны он оказался в Киеве и встретил там Надежду Яковлевну Хазину, которая вскоре стала его женой и верным другом. 1920-е гг. были для Мандельштама временем интенсивной и разнообразной литературной работы. Вышли новые поэтические сборники – «Tristia» (1922), «Вторая тетрадь» (1923), «Стихотворения» (1928). Были изданы две книги прозы – повесть «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1928). Вышло и несколько книжек для детей – «Два трамвая», «Примус» (1925), «Шары» (1926). Особенностью творческой манеры поэта было то, что он редко записывал стихи сам, предпочитал диктовать их жене. Поэтическая работа шла неровно: были периоды, когда он писал в среднем меньше чем по стихотворению в месяц. Но случались вспышки поэтического вдохновения. При жизни поэта вышло 10 книжек стихов и 4 книжки прозы. В 1930-е гг. началась открытая травля поэта. В это время он активно занимался переводами. Последняя опубликованная при жизни работа – проза «Путешествие в Армению» («Звезда», 1933, № 5). Половину своих стихов он вынужден был писать «в стол». Четыре раза Мандельштама арестовывали. Дважды в 1920 г. – в Феодосии – врангелевцы и в Батуме – грузинские меньшевики. В третий раз за обличительные стихи о Сталине – в марте 1934 г. поэт был сослан на три года сначала в Чердынь, а затем в Воронеж. Весной 1937 г. вернулся в Московскую область. В 1938 г. Осип Эмильевич был снова арестован и осуждён на пять лет лагерей. Официальной датой смерти принято считать 27 декабря 1938 г., а местом упокоения – транзитный лагерь во Владивостоке.

***

 

 О. Э. Мандельштам.
Воронеж. 1935 г.

     До 1934 г. О. Э. Мандельштам в Воронеже не был, но имя поэта звучало здесь и раньше. Он печатался в журнале «Сирена», выходившем в Воронеже в 1918–1919 гг. Стихи О. Э. Мандельштама публиковались также в ведомственном журнале ЮВЖД «Железный путь», издававшемся в 1920-е гг.
    Случилось так, что Воронеж оказался местом ссылки для Мандельштама. Вместе с женой Надеждой Яковлевной он находился в городе с июня 1934 г. по май 1937 г. За весь период пребывания, они сменили в Воронеже несколько квартир. Первым местом, где остановились Мандельштамы по прибытии, была гостиница «Центральная» (пр. Революции, 44). С момента её открытия в 1882 г. здесь останавливались известные русские писатели Г. И. Успенский, А. П. Чехов, И. А. Бунин, В. В. Маяковский. Гостиничное пребывание было недолгим – с конца июня по начало июля 1934 г.
    К этому времени поэт снял комнату-времянку на ул. Урицкого, близ Бринкманского сада, в Привокзальном посёлке. Это жилище представляло собой застеклённую террасу в частном доме, который сгорел во время Великой Отечественной войны.
    В октябре 1934 г., когда наступили первые холода, Мандельштамы переехали в одноэтажный кирпичный дом, находившийся в глубокой лощине и принадлежавший агроному Е. П. Вдовину (ул. 2-я Линейная, 4; ныне – пер. Швейников, 4 б). Этот адрес приобрёл большую известность благодаря стихотворению Мандельштама:

«– Это какая улица?
– Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова!
Как её не вывёртывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нём было линейного.
Нрава он не был лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовётся по имени
Этого Мандельштама»

В «Яме» Мандельштама посещали пианистка М. В. Юдина и популярный артист, мастер художественного слова, В. Н. Яхонтов, гастролировавшие в Воронеже в 1934–1935 гг.
    21 апреля 1935 г. Мандельштамы перебрались в центр города, где сняли комнату в двухэтажном доме на углу пр. Революции и ул. 25-го Октября. Сюда часто наведывались высланные в Воронеж литераторы С. Б. Рудаков, П. И. Калецкий, А. И. Стефен. Заходили приехавшие на гастроли артисты Камерного театра. Сюда же приходила А. А. Ахматова, приехавшая 5 февраля 1936 г. из Ленинграда навестить Мандельштамов. К сожалению, дом не сохранился. На его месте возведено шестиэтажное административное здание (ул. 25-го Октября, 45).
    Конфликты с владельцем комнаты, сотрудником НКВД, заставили Мандельштамов сменить жильё. С 13 марта 1936 г. они обосновались в благоустроенной (с ванной) квартире. В этом недавно построенном «доме для специалистов» на углу ул. Ф. Энгельса и ИТР (инженерно-технических работников; ныне – ул. Чайковского) Мандельштамы поселились на втором этаже, в нынешней квартире № 39. В этой квартире супругов навещали литературовед Э. Г. Герштейн (1 мая 1936 г.) и братья Осипа Эмильевича Александр (12 мая 1936 г.) и Евгений (17 июня 1936 г.). В настоящее время на стене этого дома (ул. Ф. Энгельса, 13) установлена мемориальная доска, посвящённая О. Э. Мандельштаму.
    Последняя квартира Мандельштамов была на ул. 27-го февраля (ныне ул. Пятницкого), в одноэтажном каменном домике, без удобств, у театральной портнихи. Именно об этой квартире Осип Эмильевич писал: «…И дом мой без крыльца…». Недалеко, через дорогу, находилась междугородная телефонная станция, что для Мандельштамов было очень важно. У хозяйского мальчика в клетках жили щеглы, звонко певшие по утрам. Возможно, эти птичьи трели подтолкнули Мандельштама к созданию так называемого «щеглиного цикла».

«Мой щегол, я голову закину,
Поглядим на мир вдвоём.
Зимний день, колючий, как мякина,
Так ли жёстк в зрачке твоём?»

На этой квартире супруги прожили вплоть до своего отъезда из Воронежа.
    Найти работу в то время в Воронеже ссыльному поэту было нелегко. В начале появилась возможность вести «платную литературную консультацию» при журнале «Подъём», писать рецензии на отечественные издания. Работал О. Э. Мандельштам литературным консультантом в Большом Советском театре, писал тексты для Воронежского радио.
    Возле Мандельштамов в Воронеже образовался небольшой кружок знакомых, куда входили ссыльные филологи С. Б. Рудаков, П. И. Калецкий, а также воронежцы Н. Е. Штемпель, П. Л. Загоровский, К. К. Шваб.
    Мандельштам участвовал в художественной и интеллектуальной жизни Воронежа. Пользовался книгами из библиотеки ВГУ. О. Э. Мандельштам часто бывал в музее изобразительных искусств, который в то время размещался в бывшем Доме губернатора (ныне пр. Революции, 22). Особенно его интересовали залы западноевропейской живописи и античного искусства. Ему нравились три небольшие картины Дюрера, Остендорфера и Рембрандта. Возможно, под впечатлением картины Рембрандта «Шествие на Голгофу» (впоследствии искусствоведы выяснили, что она неправильна атрибутирована, а её автор – голландский художник XVII в. Якобс Виллемс де Вет) из музейного собрания были написаны стихи:

«Как светотени мученик Рембрандт,
Я глубоко ушёл в немеющее время,
И резкость моего горящего ребра
Не охраняется ни сторожами теми,
Ни этим воином, что под грозою спят…»

    Воронежский музей располагал уникальной коллекцией чернофигурных и краснофигурных античных ваз, амфор, киликов, поступивших из Музея изящных искусств при бывшем Юрьевском университете. Произведения греческих художников послужили поводом к созданию цикла стихотворений: «Длиной жажды должник виноватый…», «Гончарами велик остров синий…», «Флейты греческой мята и йота…».
    Осип Эмильевич охотно посещал спектакли, шедшие на воронежской сцене. В сезоне 1935–1936 гг. в репертуаре были пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад» и К. Гольдони «Слуга двух господ». О первом спектакле Мандельштам оставил резкие записи, а о Гольдони высказался с большей теплотой. С октября 1935 г. по август 1936 г. он работал литконсультантом в Воронежском драматическом театре, или, как его тогда называли в Большом советском театре (БСТ). С главным режиссёром В. М. Энгелькроном сложились хорошие отношения. Поэт присутствовал на репетициях и вечерних постановках, участвовал в их обсуждении, давал советы режиссёру и актёрам, исправлял чужие переводы Шекспира. Часто излагал письменно свои замечания по предполагавшимся к постановке пьесам, организовывал для печати театральные рецензии и т. д. С 1 августа 1936 г. Мандельштам был уволен из театра, но продолжал посещать его как зритель.
    Он также часто бывал на симфонических концертах. В Воронеже театральная сцена часто служила концертной площадкой для Воронежского симфонического оркестра, выступавшего под управлением А. В. Дементьева или дирижёров-гастролёров (А. В. Гаука, П. Брейзаха). В Воронеж часто приезжали на гастроли известные композиторы, музыканты-инструменталисты С. Прокофьев, Л. Гинзбург, М. Юдина, Д. Ойстрах и другие. Концерты проводились в Доме Красной Армии (ДКА), здании музыкального техникума, филармонии, Летнем театре Первомайского сада. В апреле 1935 г. в музыкальном техникуме (ныне Музыкальный колледж им. Ростроповичей) состоялось два концерта Московской скрипачки Галины Бариновой. Её выступление произвела неизгладимое впечатление на Мандельштама и послужило основой для стихотворения «За Паганини длиннопалым…».
    Инерция терпимости по отношению к О. Э. Мандельштаму сохранялась вплоть до осени 1936 г. В декабре 1935 г. он смог отдохнуть в санатории в Тамбове, а лето 1936 г. Мандельштамы провели на даче в г. Задонске.
     Относительное благополучие прервалось, когда его объявили классовым врагом. Он потерял работу и был обречён жить на подаяние родственников и немногочисленных друзей. А. Ахматова, Б. Пастернак, Вс. Вишневский, В. Шкловский поддерживали ссыльную семью и стремились изменить что-то в её судьбе.
    Воронежский период был весьма плодотворным для творчества поэта. Мандельштамом в Воронеже было написано 98 стихотворений, составивших цикл «Воронежские тетради», а кроме того, 16 шуточных стихотворений, 3 стихотворных перевода, тексты для радиокомпозиций. Во множестве стихотворений присутствуют местные мотивы и приметы. С одной стороны, Воронеж – это символ плодоносной и щедрой на таланты земли, а с другой – олицетворение клетки, где содержится невольник.

«Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернёшь,
Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож…»

    Внешние приметы города рассеяны по многим стихотворениям. Стихотворение «Чернозём» было написано под впечатлением прогулок поэта в районе опытных полей СХИ. Вплотную к ним подходил Ботанический сад, а напротив была Архиерейская роща. Там в 1879 г. собрался съезд «Земля и воля», на котором были Георгий Плеханов, Софья Перовская, Вера Фигнер, Желябов и др.

«Переуважена, перечерна, вся в холе,
Вся в холках маленьких, вся воздух и
призор,
Вся рассыпаючись, вся образуя хор, –
Комочки влажные моей земли и воли…»

     В июле 1935 г. Мандельштам ездил в командировку от областной газеты «Коммуна» в Воробьёвский район. Все поездки поэта по Черноземью: здесь и Воробьёвский район, и Анна, и Россошь, и «снегом пышущий Тамбов», впечатления летние и зимние прозвучали в строках:

«Эта область в темноводье:
Хляби хлеба, гроз ведро –
Недворянское угодье –
Океанское ядро…
Я люблю её рисунок,
Он на Африку похож.
Дайте свет – прозрачных лунок
На фанере не сочтёшь.
Анна, Россошь и Гремячье, -
Я твержу их имена.
Белизна снегов гагачья
Из вагонного окна…»     

    Вид, открывавшийся с улицы Каляева на Петровский спуск, запечатлён в другом стихотворении:

«На доске малиновой, червонной,
На кону горы крутопоклонной –
Втридорога снегом напоенный,
Высоко занёсся санный, сонный
Полугород, полуберег конный,
В сбрую красных углей запряжённый…»

Мандельштам часто бывал в Кольцовском сквере и ему очень нравился скромный мраморный памятник поэту Кольцову работы А. Трискорни, открытый в 1868 г. Им навеяны строки:

«Я около Кольцова
Как сокол закольцован –
И нет ко мне гонца,
И дом мой без крыльца…»

Мандельштам любил заглядывать в Петровский сквер, а бронзовый памятник Петру I работы Д. И. Грима и В. Г. Шварца, установленный в 1860 г., называл Петром-якорником. Приезжавшая навестить Мандельштама А. А. Ахматова посвятила этому памятнику следующие строки:

«А над Петром воронежским – вороны,
Да тополя, и свод светло-зелёный,
Размытый, мутный, в солнечной пыли,
И Куликовской битвой веют склоны
Могучей, победительной земли…»

***

     Мандельштам – трудный поэт, большинство его стихов сложны для понимания и нуждаются в комментариях и интерпретации. Но магией его таланта восхищались такие поэты XX в., как А. Ахматова, М. Цветаева, В. Набоков, И. Бродский. Как нельзя точно определяет личность Мандельштама Н. Струве: «Чтобы быть большим поэтом, мало владеть техникой стихосложения, нужно другое: свой неповторимый голос – своё мироощущение – своя никем не разделённая судьба».
    Как складывалась судьба творческого наследия Мандельштама после его гибели? В 1955 г. в нью-йоркском эмигрантском издательстве им. Чехова вышел том, охватывающий прижизненные публикации поэта. В период оттепели после 1956 г. стихи Мандельштама начинают циркулировать в самиздатовском подполье. Смелым выступлением в защиту Мандельштама была мемуарная книга И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь» (1961). В СССР первая посмертная публикация в журнале появилась лишь в 1962 г., а неполное собрание стихотворений в серии «Библиотека поэта» – в 1973 г. Широко печатать Мандельштама стали только в 1990-е гг. благодаря Мандельштамовскому обществу, которое занимается изучением и популяризацией творческого наследия поэта.
     Свою лепту в возвращение имени Мандельштама в мировую литературу внесли и воронежцы. Значительной вехой стала публикация А. И. Немировским мандельштамовских стихов в журнале «Подъём» (1966). В Воронеже вышла коллективная книга о поэте «Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама» (1990), прошло несколько конференций, посвящённых Мандельштаму. Третьи Международные мандельштамовские чтения совпали с 60-летием начала ссылки в Воронеже (1994). По итогам научно-практической конференции издан сборник статей «Отдай меня, Воронеж…» (1995). Широкой аудитории адресована книга «О. Э. Мандельштам. Воронежские тетради», (1999). Её составитель, доктор филологических наук, профессор ВГУ В. А. Свительский включил не только стихи, статьи, письма, воспоминания, выступления прессы тех лет, но и многочисленные материалы, объясняющие обстоятельства их появления. Среди изданных в последние годы трудов, посвящённых Мандельштаму, отметим книгу «Осип Мандельштам в Воронеже» (сост. П. Нерлер, М., 2008). В ней соединены воспоминания современников, фотоальбом с видами города, портретами, музейными экспонатами, рисунками и стихами поэта. Своеобразным путеводителем по мандельштамовским местам в Воронеже стала книга О. Г. Ласунского «На доске малиновой, червонной…». (2011).
    2011 г. был объявлен «Годом О. Э. Мандельштама в Воронеже» в честь 120-летия поэта. Этому событию были посвящены многие культурные мероприятия города.
    К поэзии Мандельштама в своём творчестве обращались воронежские композиторы А. В. Мозалевский и М. И. Цайгер. Александр Васильевич Мозалевский (р. 1953) – выпускник Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского, хормейстер воронежского ансамбля «Донская застава», автор хоров на стихи Мандельштама (2003). Михаил Исаакович Цайгер (р. 1949) – выпускник Горьковской консерватории, солист Воронежской филармонии, автор романса «Воронеж» на стихи Мандельштама (1994).
    Образ Мандельштама привлекал внимание многих художников. Его портреты писали П. В. Митурич, Л. А. Бруни, А. А. Осмёркин, В. А. Милашевский, В. П. Криворучко.

 

 В. А. Милашевский.
Портрет Осипа Мандельштама. 1932

     В собрании Воронежского художественного музея им. И. Н. Крамского находится авторское повторение портрета Мандельштама работы В. А. Милашевского – «Верблюдик», написанного с натуры в 1932 г. в Доме отдыха писателей в Голицыне. Работа была сделана очень быстро, без предварительной подготовки карандашом. Портрет повторен тушью по картону. В 1967 г. автор передал портрет музею с надписью: «Осип Мандельштам. В дар гор. Воронежу. Влад. Милашевский. 1967».
    6 марта 2011 г. в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского была открыта экспозиция, посвящённая Осипу Мандельштаму. Мероприятие было приурочено к 120-летию со дня рождения поэта. Выставка демонстрировала связь поэта с Воронежем и Художественным музеем, в котором он часто бывал. В экспозиции были представлены «Портрет Осипа Мандельштама», московского художника В. А. Милашевского, живописный и графический портреты поэта воронежского художника В. П. Криворучко, а также портрет мемуаристки поэта Н. Е. Штемпель, которой Осип Мандельштам посвятил несколько стихотворений.
   

 В. П. Криворучко
Портрет Осипа Мандельштама. 1994г.

 В. П. Криворучко
Портрет Осипа Мандельштама. 1994 г.

     15 декабря 2011 г. состоялось открытие постоянной экспозиции «Осип Мандельштам в Воронеже» в Воронежском областном литературном музее им. И. С. Никитина. На выставке представлены фотографии поэта и современников, составлявших его воронежское окружение, а также рукописи, автографы, предметы быта и др.
     Имя поэта навсегда вписано в историю Воронежа. Установлены две мемориальные доски и памятник О. Мандельштаму. Ежегодно в день памяти поэта у памятника собираются писатели и все, кто любит его поэзию. Проходят конференции, издаются книги…
    Яркими литературными событиями в Воронеже стали фестивали к 125-летию О. Э. Мандельштама: «Улица Мандельштама» (16–18 ноября 2015 г.) и 1-й фестиваль поэтического искусства «Мандельштамфест» (4–7 декабря 2015 г.).  


Литература

• Мандельштам О. Э. Собрание сочинений в 4-х т. / О. Э. Мандельштам ; сост.: П. Нерлер, А. Никитаев. – М. : Арт-бизнес-центр, 1993 –
Т. 1. Стихи и проза. 1906–1921. – 1993. – 366 с.
Т. 2. Стихи и проза. 1921–1929. – 1993. – 702 с.
Т. 3. Стихи и проза. 1930–1937. – 1994. – 527 с.
• Мандельштам О. Э. Полное собрание сочинений и писем в 3-х т. / О. Э. Мандельштам. – М. : Прогресс-Плеяда, 2009 –
Т. 1. Стихотворения. – 2009. – 807 с.
Т. 2. Проза. – 2010. – 760 с.
Т. 3. Проза. Письма. – 2011. – 944 с.
• Мандельштам О. Э Полное собрание стихотворений / О. Э. Мандельштам ; авт. вступ. ст., сост. А. Мец. – СПб. : Акад. проект, 1995. – 718 с. – (Новая библиотека поэта).
• Мандельштам О. Воронежские тетради / сост. В. А. Свительский. – Воронеж : Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 1999. – 575 с.

***

• Мандельштам Н. Я. Воспоминания / послесл. Н. В. Панченко ; авт. примеч. А. А. Морозов. – М. : Книга, 1989. – 478 с.
• Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама : воспоминания, материалы к биографии, «новые стихи», комментарии, исследования. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. – 542 с.
• Мандельштамовские дни в Воронеже : материалы / Мандельштамовское о-во ; ВГУ ; Международный Пен-клуб. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 1994. – 96 с.
• «Отдай меня, Воронеж…» : Третьи международные Мандельштамовские чтения : сб. ст. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1995. – 384 с.
• Дутли Р. «Век мой, зверь мой». Осип Мандельштам : биография. / пер. с нем. К. Азадовского. – СПб. : Академический проект, 2005. – 432 с.
• Осип Мандельштам в Воронеже : воспоминания, фотоальбом, стихи / сост., предисл. и примеч. П. М. Нерлера. – М. : [б. и.], 2008. – 311 с.
• Лекманов О. А. Осип Мандельштам : жизнь поэта / О. А. Лекманов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : Молодая гвардия, 2009. – 357 с. – (Жизнь замечательных людей).
• Нерлер П. Слово и «Дело» Осипа Мандельштама : книга доносов, допросов и обвинительных заключений. – М. : Петровский парк, 2010. – 224 с.
• «На доске малиновой, червонной…» : прогулка по мандельштамовским местам Воронежа / авт. текста О. Г. Ласунский ; предисл. А. Б. Ботниковой ; худ. А. П. Ходюк. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2011. – 116 с.
• «Я около Кольцова...» : к открытию в Воронеже памятника Осипу Мандельштаму / сост.: Л. К. Коськов, О. Г. Ласунский, Г. М. Умывакина. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2008. – 48 с.