Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Персоналии

Маяковский Владимир Владимирович

1893 - 1930


    Маяковский Владимир Владимирович (07.07.1893–14.04.1930), поэт, драматург, публицист. С 1906 г. жил в Москве. 
    Владимир Маяковский пришёл в поэзию под знаменем футуристов. Первые стихи опубликовал в альманахе «Пощёчина общественному вкусу» (1912). Активный участник литературно-авангардистского движения. Автор многих поэтических книг, начиная со сборника «Я!» (1913). Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще «безъязыкой улицей» новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия». Маяковский разрабатывал афиши и обложки книг. После 1917 г. создал произведения, воспевающие новую революционную действительность, прежде всего поэмы «150 000 000» (1919–1920), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927). 
    В 1925–1928 гг. Маяковский много ездил по Советскому Союзу. Осенью 1926 г. в Воронеже запестрели красочные афиши о выступлении Маяковского. Афиши были напечатаны в типографии газеты «Воронежская коммуна» в количестве 125 экземпляров. 
    Печатая афишу и объявление в губернской газете, проведя передачу по местному радио, организаторы вечера тем самым добивались, чтобы выступление Маяковского услышало наибольшее число воронежцев. Об этом свидетельствует и документ от 12.11.1926 г., обнаруженный историком А. И. Гайворонским в Государственном архиве Воронежской области, в котором Воронежский губполитпросвет ходатайствует перед губфинотделом об освобождении лекции Маяковского от обложения налогом. 
 
Воронеж. Проспект Революции.
1920–1930 е гг.
    Утром 22 ноября 1926 г. Маяковский прибыл в Воронеж. От вокзала до гостиницы Центральной он добрался сам. Встретить поэта не удалось, так как он приехал раньше, чем ожидали. Но в гостинице дежурила Нина Логофет, представительница литературной группы «Чернозём». Ей удалось встретиться с Маяковским, договориться о его встрече с воронежскими литераторами после лекции. 
    Приезд поэта вызвал интерес у многих жителей города. Вечером 22 ноября Большой Советский театр был полон. В. А. Кораблинов описывал это событие так: «... Город хлынул на вечер Маяковского, всем хотелось послушать замечательного поэта. Но какая-то (и немалая) часть воронежцев пришла просто поглазеть на него: из третьих и четвёртых рук нахватав россказней о жёлтых кофтах, о литературных скандальчиках в богемных кабачках предреволюционных столиц – Петрограда и Москвы, весь этот народец страсть как хотел повидать такое чудо. Театр был переполнен». («Азорские острова. Воронеж, 1977. С. 165).
    Владимир Маяковский выступил с лекцией «Моё открытие Америки» и чтением стихов. А после встретился с молодыми поэтами из литературной группы «Чернозём» в доме М. Ю. Раппопорта. Михаил Юльевич Раппопорт, врач-невропатолог, преподавал на медицинском факультете ВГУ, увлекался искусством, любил поэзию, под его гостеприимным кровом часто собирались воронежские литераторы. Дом Раппопорта в Вигелевском переулке, 7 (ныне ул. Вайцеховского) был каменным, на высоком фундаменте, с лепными украшениями по фасаду и башенкой над центральным входом. 
    На вечере собравшиеся читали стихи, слушали Маяковского. Из прочитанного Маяковскому понравилась поэма В. Кораблинова и стихи Нины Логофет, он взял их для публикации в журнале «Новый леф», ответственным редактором которого Маяковский был в то время. В номер гостиницы поэт вернулся под утро с провожатым В. Кораблиновым. 
    Впоследствии писатель В. Кораблинов в «Воронежской поэме» (Воронеж, 1960. С. 37–38) писал:

Трамвай в Воронеже – это дата. 
Расклейщик афиш распинает плакат.
Маяковский –
                                 орут плакаты.
Билеты, разумеется, нарасхват.
И вот он с нами. Басистый, застенчивый,
Атлант с планетой-головой на плечах.
Мы льнём к нему – поэты-птенчики.
Что-то бессвязное лепеча.
На длинном столе – большой самоварище.
Бутербродов и булок французских гора.
Маяковский совсем домашний.
                                  – Товарищи! –
Басит он тихонько. – Почитаем? А? – ...

    Самым первым о приезде и выступлении Маяковского написал статью-репортаж в «Воронежской коммуне» (1926, 25 ноября) литератор Иван Дмитриевич Беляев (1893–1927). В частности он писал: «... От затхлого уюта обывателя, доживающего у нас свой тихий и жуткий век, поэзия в лице Маяковского идёт на площади и там пульсирует в такт с маршем революционных масс».
    Атмосферу той встречи с Маяковским, интересные подробности описал В. А. Кораблинов в своей мемуарной книге «Азорские острова», а ранее очерк Кораблинова «Маяковский в Воронеже» был опубликован в книге повестей и рассказов «Житие преосвященного Смарагда». 
    Маяковский, действительно, явление не только в поэзии, но и в искусстве в целом. Он потрясающий полемист. Его критика очень яркая. Он неплохой актёр, автор сценариев и художник. 
    Произведения Маяковского неоднократно издавались в СССР и есть многотомные издания на немецком, на чешском, английском, на японском и корейском языках, двух- или трёхтомное издание поэзии Маяковского выходило в Индии. 
    Поэзия Маяковского вызывала споры с момента своего появления на поэтической арене. Страсти вокруг его творчества кипели на протяжении всей его жизни. У него всегда были и страстные поклонники, и непримиримые хулители. В этой атмосфере прошла вся его жизнь, которая в 1930 г. трагически оборвалась (окончил жизнь самоубийством). 
    В апреле 1935 г. в музыкальном техникуме состоялся вечер памяти В. В. Маяковского, на котором с литературной композицией о поэте выступил артист эстрады Владимир Николаевич Яхонтов. На вечере присутствовали О. Э. Мандельштам, С. Б. Рудаков.
    На здании бывшей гостиницы «Центральная» (пр. Революции, 42/44) в сентябре 1994 г. была установлена мемориальная доска, посвящённая Маяковскому (а также останавливавшимся здесь Г. И. Успенскому и А. П. Чехову). Именем Маяковского названа улица в Воронеже.
    Жизненной и литературной биографии В. Маяковского посвящено много изданий российских литературоведов, в том числе исследователя творчества поэта, профессора Воронежского государственного университета Анатолия Михайловича Абрамова (1917–2005), написавшего книги «Поэтическое мастерство Маяковского в поэме «Владимир Ильич Ленин» (1953), «Поэма Маяковского «Хорошо!» (1969).

Литература

• Гайворонский А. И. Владимир Маяковский в Воронеже // Записки воронежских краеведов. – Воронеж, 1979. – Вып. 1. – С. 126–131.
• Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2012. – 472 с. – Имен. указ.: с. 457.
• Кораблинов В. Маяковский // Азорские острова / В. Кораблинов. – Воронеж, 1977. – С. 160–175.
• Межевитин В. Маяковский в Воронеже // Воронеж. неделя. – 2013. – 31 июля – 6 августа (№ 31). – С. 4.